UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОСЕНЬ: СЕЗОН ПРОВАЛОВ И ОТКРЫТИЙ

Начало ноября в Днепропетровске ознаменовалось двумя неординарными событиями в культурной жизни города...

Автор: Владимир Овдин

Начало ноября в Днепропетровске ознаменовалось двумя неординарными событиями в культурной жизни города.

Во-первых, 8 ноября состоялась премьера шоу-оперы «Евгений Онегин» в постановке главного режиссера Днепропетровского театра оперы и балета Юрия Чайки. Событие не столь значительное, если бы в нем не принял участие Сергей Пенкин, звезда российской эстрады. «Князь Серебряный» признался журналистам, что ради участия в оперной постановке «отказался от всех других проектов и выступлений, дабы петь Ленского». После совместного выступления на эстрадных подмостках с Николаем Басковым, где, по признанию Пенкина, «я его сильно отделал», россиянину «стала сниться Татьяна».

Хорошо разрекламированному шоу невольно подыграла акция студентов местного журфака, под «крышей» «Комсомольской правды» собиравших подписи в знак протеста против вольной трактовки классики. Публика, что называется, шла косяками.

А вот с собственно постановкой случился конфуз. Сокращенное почти на треть гениальное творение Пушкина и Чайковского не смогли спасти великолепные голоса солистов москвича Сергея Шеремета, одесситки Ирины Красилиной и Анжелы Швачки из Киева. Увы, но даже полное отсутствие музыкального слуха не мешало понять, что партия Ленского — не для голоса Пенкина, пусть несомненно сильного,. По крайней мере это признал и сам Сергей: «Мне ближе Онегин». Кроме того, начинающий оперный певец абсолютно не умеет двигаться на сцене, постоянно натыкаясь на партнеров. Впрочем, это и неудивительно, поскольку перед премьерой Пенкин провел всего две (?) репетиции.

Недоумение публики вызвали декорации, созданные, по заявлению постановщика, «в свете современных технологий». Да их, собственно, и не было. Ассоциативный видеоряд создавали два экрана, на которых временами возникали легко узнаваемые фрагменты из «Сибирского цирюльника» и «Влюбленного Шекспира». Иногда бегущей строкой мелькали исполняемые солистами тексты.

Откровенная халтура, впрочем, дала и положительные, в образовательном смысле, плоды. У многих, в том числе и автора этих строк, возникло непреодолимое желание перечитать заново классика.

Зато «на ура» прошел с 8 по 10 ноября в Днепропетровске Первый международный фестиваль современного танца «Свободный танец». Инициаторами его проведения стали посольство Франции в Украине, французская ассоциация AFFA, Французский культурный центр и днепропетровская школа современной хореографии «Другие танцы».

Сегодня под воздействием новых впечатлений и знаний наши представления о себе и обществе кардинально меняются. Это же можно сказать и об искусстве танца, призванном воплощать дух эпохи. Вместе с классическим балетом и традиционно сильным фольклорным танцем в Украине появилось новое направление. Свободный танец, интересный своей незаданностью, избавляющий зрителя от сюжетного подавления и вовлекающий в игру со свободными ассоциациями — основной, если хотите, предмет исследования фестиваля. В многозначном смысловом пространстве спектакля «От берега до берега» компании «Азани» (Лион, Франция) и хореографических пьес ШСХ «Другие танцы» зритель получает право на свою версию увиденного.

Кредо французской труппы — смешение современной и традиционной народной культуры в афро-французско-бразильском телесном и звуковом мире. Неоднозначный, по мнению днепропетровских искусствоведов спектакль, тепло приняли днепропетровские зрители. Кстати, художественный руководитель труппы Фред Бандонгэ первым из французских хореографов в 1996 году был удостоен американской премии «New-York Dance and Herformance Aword».

Днепропетровская школа современной хореографии «Другие танцы», легко и свободно танцующая философию жизни в стилях джаз, модерн и контемпорари, за пять лет своего существования стала лауреатом нескольких престижных международных фестивалей.

Нелишне заметить, что в девяти танцевальных пьесах, представленных «Другими танцами», участвовали дети в возрасте от 5 до 18 лет. К слову, в Школе современной хореографии сейчас обучается свыше двухсот девчонок и мальчишек.

Кроме зрелищной программы фестиваль включал в себя и образовательную — мастер-классы Фреда Бандонгэ и хореографа Руслана Баранова по технике contemporary, импровизации и композиции.

В отличие от других фестивалей, победителей и побежденных не было. Зато успешное, без преувеличения, завершение этого культурного и информационного проекта позволило закрепить Днепропетровск на позиции столицы Нового танца в Украине.