Их пятеро братьев - Юрий, Владимир, Андрей, Иван, Василий.
Их - пятеро сыновей Петра Антоновича и Марии Осиповны Бобраницких их села Озирно на Киевщине.
Вольготно устроились ребята на уютном мамином рядне под старой яблоней в родительском дворе. Знойный июльский день, праздник Петра… Отцу ихнему Петру Антоновичу исполнилось 85 лет. Выпили по поводу отцова дня рождения, не без того. Дата как-никак круглая, навевает воспоминания. Увлеклись сыны, даже о кинокамере забыли.
«Семья наша, наверное, самая дружная в Озирном, - это старший, Юрий. - То ли свадьба, или крестины, или день рождения чей, а вдруг и беда какая, мы всегда все вместе…»
«Мама у нас красивая и добрая, - это уже Андрей. - Отца всю жизнь жалеет, он с войны вернулся раненым. Трудно было нас пятерых шалопутов растить. После войны время голодное было, тяжелое».
«Батька наш ведь совсем безграмотный, а нас всех выучил, - вспоминает младший Василий. - Мы с Иваном одновременно учились, студентами были. Пенсия у отца была 12 рублей, так они еще нам выкраивали, помогали… Как у них это получалось, до сих пор не пойму»…
Всех выучил Петро Антонович, все дельными людьми стали. Юра механизатором в колхозе, Андрей шофером. А Ивана недавно директором местного сахарного завода назначили; Василий много лет заместителем директора фабрики работает. Все хлопцы, кроме Володи, который в моряки подался, на родной земле осели, можно сказать, по соседству.
Долго еще, перебивая друг друга, вспоминали братья трудное и такое счастливое детство, когда отец и мать были молодыми и сильными.
К сожалению, эпизод этот, как и некоторые другие, очень важные для понимания, для оценки итогов долгой и непростой жизни героя нашей киноленты Петра Антоновича Бобраницкого, в документальный фильм «Оседлать коня» (режиссер Сюзанна Шаповалова, оператор Эдуард Щербаков) не уместились, остались «за кадром». Снимали мы две части, а смету потом урезали до одной.
9 мая у Петра Антоновича день особый. С утра побритый, наглаженный, в выходном костюме торжественно направляется на центральную площадь села. Раньше за руку водил с собой своих хлопцев, сейчас Иван подвез отца на «Жигулях». У памятника односельчанам, павшим на полях сражений, собрались все озирненские ветераны войны. Цветы, поздравления, добрые пожелания… Председатель сельсовета, совсем еще молодой парень, пожал Петру Антоновичу руку, спросил о здоровье, держитесь, мол, вы наша «скорая помощь».
«Скорая помощь». Это шутейное прозвище с чьей-то легкой руки прочно пристало к Петру Антоновичу.
А произошло все так.
Вернулся Петро Антонович после войны в родное село. То ли из-за неважного здоровья, то ли зная его любовь к животным, поставили его в колхозе к лошадям. Долгие годы бывший фронтовик работал фуражиром. В 75 лет вышел Петро Антонович на заслуженный отдых. Вот уж когда всласть бы выспаться, отдохнуть, с внуками повозиться… Но Петро Антонович на пенсии не раздобрел, а даже наоборот чахнуть стал. Односельчане не узнавали его, завсегда веселого, скорого на шутку и на песню.
Поняли обеспокоенные сыны, что за печаль гложет батьку: вроде на обочине оказался, ненужным стал. Посоветовались меж собой и решили сделать отцу подарок, сбросились и ко дню рождения купили ему… коня, Орлика. Юрко, у него руки золотые, смастерил ладную телегу. И вот тут-то у Петра Антоновича как бы второе дыхание открылось.
Собственник коня в селе - некоронованный властелин, все идут к нему на поклон, всем он нужен. Там роженицу в район отвезти надо, а то вдова просит с клунком на мельницу подбросить… Тому дрова, тому сено, тому телевизор перевезти. А весной, когда надо пахать, бороновать, спрос на деда Петра и его Орлика исключительный.
Петро Антонович никому не отказывает, но в первую очередь помогает вдовам да одиноким.
«Лошади сейчас у многих есть, а бегут к моему Петру, потому что он понимает», - то ли горделиво, то ли ревниво хвалит мужа Мария Осиповна. Жалеет она его, искалеченного войной: рана на голове так до сих пор и не зажила.
Сыновья все живут своими семьями, своими заботами, домашними и государственными. А не дай Бог чего приключится, бежит Мария Осиповна к Юрию, они с Зиной ближе всех живут. Бежать, однако, в таком почтенном возрасте нелегко, вот если бы телефон…
Даже сейчас, когда мир, кажется, перевернулся, нашлись добрые люди. Председатель Белоцерковского районного узла связи Иван Николаевич Бабанюк проникся заботами двух пожилых людей, привез ветеранам в подарок телефонный аппарат, его связисты протянули кабель…
Довольная Мария Осиповна звонит невестке Зине, зовет лепить вареники, дескать, мужики с митинга вернулись.
9 мая в семье Бобраницких святой праздник. Пока женщины в кухне управляются, мужская половина во главе с Петром Антоновичем в саду колдуют, ищут место, где батя сулею самогонки зарыл, когда еще Иван в армию шел служить. Сколько лет прошло, а таки нашли. Сулея так литров на десять, если не больше. Пробуют, дурачатся, отпускают шуточки, в родительском доме всегда себя мальчишками чувствуют.
Видать при встрече с Петром Антоновичем не отвела судьба глаза: пережил голод 33-го, прошел войну, познал ужасы гитлеровского концлагеря, откуда бежал, вытащив на себе еще и больного друга. А сколько «языков» с передовой приволок! Награжден орденами, медалями, вот только сокрушается, что награды внуки растащили. Но и это похвально, значит интересуются.
Опустел длинный стол под старыми яблонями. Ветер лопочет обрывками полиэтиленовой скатерти. Рядом Орлик пощипывает свежую майскую травку. Петр Антонович, опершись узловатыми натруженными руками на палку, ублаготворенно смотрит на своих детей. Наступило такое желанное душевное равновесие - недаром жил!
Не каждому дано счастье оседлать своего коня, а только самим истым. Род Бобраницких такой.
P.S. Фильм «Оседлать коня» отобран для участия в Международном кинофестивале «Золотой витязь».