UA / RU
Поддержать ZN.ua

Оруэлл forever

Премьера пластической драмы "1984" Дж. Оруэлла от театра-­студии SPLASH состоялась в Киеве, на сцене Дома художника. Постановка по мотивам антиутопии Дж. Оруэлла показывает мир как целостный механизм, люди в котором - лишь запрограммированные винтики.

Автор: Ирина Рябоштан

Премьера пластической драмы "1984" Дж. Оруэлла от театра-­студии SPLASH состоялась в Киеве, на сцене Дома художника.

Постановка по мотивам антиутопии Дж. Оруэлла показывает мир как целостный механизм, люди в котором - лишь запрограммированные винтики. Любовь к партии, обожествление Боль­шого Брата, работа, сон - вот все, что у них есть. Любое проявление чувств или интереса к чему-то, кроме работы, - нарушение закона. Дни зеркально отображают друг друга, и если кто-то выбьется из строя - он автоматически подлежит "лечению".

Синий свет, звуковое сопровождение и багет - на сцене минимум декораций. Острая тема в исполнении непрофессиональных актеров собрала полный зал.

Авторы не стали "осовременивать" постановку, не поддались мейнстриму, все чаще являющемуся на театральных сценах в последние годы. Из соображений актуальности произведения - это и не нужно. Давно не новое, но, как всегда, актуальное решение показать общество рамок и масок, ограниченности и зашоренности взглядов. Режиссеру Владе Белозеренко и хореографу Катерине Лукья­ненко, удалось передать квинтэссенцию романа при помощи лишь пластического взаимодействия души и тела.

Спектакль погрузил в атмо­сферу полного безмолвия, музыка же лишь оттеняла игру актеров. Стоит заметить, что это не пантомима, это полноценный спектакль - просто без слов.

Немые мизансцены наполнены такой чувственностью и трепетом, что наличие каких-либо реплик - трудно и вообразить. Слаженные, не всегда синхронные, движения актеров - винтиков сис­темы - создавали картинку безус­танно работающего механизма.

Поразила игра Системы в исполнении Марии Димовой - она удачно передала образ (не прописанный в романе). Настроение менялось молниеносно: от строгого надзирателя до услужливой собаки, которая готова вцепиться клыками в любого изменника. Образы главных героев Винсента и Джу­лии (Василий Великсар и Кате­рина Гомелюк), напротив, получились несколько смазанными, порой даже неуклюжими. Точно был передан характер О'Брайена (Алексей Яцюта): как и в романе, персонаж поначалу неприметный, ничем не отличимый от других, - превращается в главного тирана. В противостоянии "главный герой - система", как по сюжету, так и по актерской игре явно побеждает вторая.

Самой сильной и драматичной мизансценой стало "лечение" главного героя от "мыслепреступления" - превращение его в управляемую субстанцию, прославляющую партию и вождя. Поскольку системное мышление и слепое поклонение передавали рамки в руках героев, то инструментами "лечения от инакомыслия" стала болгарка, дрель и топор. При минимальных декорациях это выглядело очень эффектно.

Хотя режиссер Влада Бело­зеренко и не хотела "делать ставку на сегодняшние острые политические темы" и говорила о масштабной глубине постановки, именно параллели между современными реалиями и сюжетом и, возможно, нестандартный формат - вызвали такой интерес зрителей к любительской постановке.