UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОПЕРА ПО-ВАРШАВСКИ

Все в этой жизни преходяще и только искуccтво — вечно… В истинности этой крылатой фразы убеждаешься каждый раз, когда жизнь дарит тебе возможность соприкоснуться с чем-то поистине великим...

Автор: Людмила Носарева

Все в этой жизни преходяще и только искуccтво — вечно… В истинности этой крылатой фразы убеждаешься каждый раз, когда жизнь дарит тебе возможность соприкоснуться с чем-то поистине великим.

Именно таким был вечер во Львовской опере, когда на его сцене выступали артисты Варшавского национального оперного театра, приехавшие в западноукраинский город на празднование 100-летнего юбилея театра. Привезли они не обычный спектакль, а спектакль- концерт, состоящий из массовых хоровых сцен таких великих композиторов, как итальянец Джузеппе Верди (в 2001 году исполняется 100 лет со дня его смерти) и поляк Станислав Монюшко. Спектакль так и назывался: «Viva Moniuszko, viva Verdi», хотя в него были включены отдельные сцены из опер немецких композиторов Вебера и Вагнера и российского классика Чайковского.

На сцене в течение двух отделений симфонический оркестр и хор в каждой новой сцене раскрывались по-новому. И в плане звучания, и в умении двигаться по сцене, играть, передавать настроение произведения, его дух. А грациозно двигаться поляки умеют. Впервые в этом спектакле увидела, какую важную роль может играть деталь костюма. Казалось, хористы были одеты традиционно: мужчины — в черных фраках, женщины — в строгих черных платьях. Но на каждом артисте были яркие шарфы-накидки: в первом отделении — желто-красные, во втором —бело-синие, а в финале спектакля — оба сразу. Они меняли костюм до неузнаваемости, моделируя то плащ-накидку, то эффектный элемент бального платья, то перевязь, то просто яркий элегантный шарф. И сцена не только звучала, но и «оживала», «расцветала». Ярко-красные одеяния в «Аиде» и «Отелло», солнечно- желтые — в «Травиате», «Риголетто» Верди. Затем они превращались лишь в отделку строгих одеяний в «Набукко». Сцены из «Гальки», «Страшного двора» Монюшко, «Лоенгрина» Вагнера проходили в бело-голубых цветах, а «Евгений Онегин» Чайковского — в буйстве всех красок. Бело-голубая перевязь была орденской лентой, а красно-желтая накидка, элегантно перекинутая через плечо, шарфом, который завершал верхнюю одежду русских дворян. Не навязчивыми и в то же время колоритными (в тон) были и декорации, которые привезли польские артисты. Мастерство режиссера и сценографа воплощалось в том, что нужны было объединить в принципе не объединяемые вещи: разных композиторов, разные темы, разные настроения.

— С большим желанием мы ехали во Львов, — сказал директор Варшавской национальной оперы Домбровский, — ведь в этом году западноукраинский театр отмечает свой юбилей, а все мы — 400-летие оперного жанра и 2000-летие Рождения Христова. Мы предложили на суд львовских зрителей спектакль, который успешно идет в нашем театре уже более года. Он не совсем обычный по форме и содержанию, но если его принимает зритель, значит, он имеет право на жизнь. Для тех, кто только знакомится с высоким оперным искусством, это приглашение в оперу, популяризация ее на примерах произведений нескольких композиторов-классиков. В данном случае — это Верди, Монюшко, Вебер, Вагнер, Чайковский. Прочувствовав и полюбив этих композиторов, зритель полюбит оперу. Для знатоков оперного искусства наш спектакль — это еще одна возможность соприкоснуться сразу с несколькими гениальными музыкантами и их творениями.

А вот мнение директора Львовского театра Тадея Эдера:

— Нам было очень интересно посмотреть, как польские коллеги смогли объединить единой сценографией различных авторов и различных по тематике, времени произведения и создать полноценный спектакль. У них это получилось, а нам есть чему поучиться.

Мы очень рады, что коллектив Варшавской оперы принял предложение выступить на львовской сцене, да и большую часть расходов польская сторона взяла на себя. Думаем, это начало творческого сотрудничества, ведь последний обмен гастролями между Львовом и Варшавой был еще в 1990 году. Правда, несколько недель тому хор Львовской оперы успешно выступил в Варшаве, а сейчас мы принимаем варшавян у нас.

Многие артисты, несмотря на то, что Западная Украина и Польша — соседи, побывали во Львове впервые. И, по их словам, влюбились в этот прекрасный старинный город, так напоминающий им Краков. После экскурсии по городу был спектакль и овации. Конечно, гости были очень рады, и радость их была искренней, хотя коллектив театра не обижен радушными приемами не только в Польше, но и за рубежом. Так, в ближайших планах театра — гастроли в Люксембурге, а затем большое турне в Японию. И вообще польские артисты уверены, что их театр — лучший в мире. Не только само здание, сцена и ее технические возможности (она действительно самая большая в мире и, например, на ней может свободно разместиться вся «Метрополитен-опера»), но и творческая атмосфера, сложившаяся в коллективе, служат веским аргументом в пользу такой характеристики театра. Сейчас в репертуаре национальной оперы 28 оперных спектаклей, приглашаются солисты и из- за рубежа. Кроме классического репертуара, ставятся и камерная, авангардная опера современных композиторов. Так что партнерство с таким театром не только почетно, но и интересно в плане творческом.

В связи с этим вспомнились слова директора Львовской оперы Тадея Александровича Эдера о том, что отныне на львовской сцене не будет места халтуре. Прорыв уже сделан, и очень хорошо, что в год своего 100-летия руководство театра не гонится за количеством коллективов, желающих выступить во Львове. Отбираются лучшие, приглашаются достойные.

Так, после прекрасной премьеры «Набукко» Верди (кстати, театр сейчас выехал с этим спектаклем на гастроли в Австрию) зрители увидели на его сцене обновленный балет А. Петрова «Сотворение мира», посвятив его 70-летию покойного уже главного художника театра, народного художника Украины Евгения Лысака. Были обновлены и опять «заиграли» в спектакле его великолепные декорации. Здесь выступил Львовский камерный оркестр высшего музыкального института им. Лысенко под руководством Мирослава Скорика. Оркестр — тоже юбиляр. В этом году ему исполняется 40 лет. Приезжали во Львов солисты и дирижер Одесского театра оперы и балета, чтобы взять участие в опере Д. Пуччини «Мадам Баттерфляй». А россиянин, солист Большого театра, народный артист Юрий Мазурок с огромным успехом выступил на львовской сцене в операх «Аида» Д. Верди и «Тоска» Д. Пуччини. Состоялся концерт лауреата Государственной премии им. Т. Шевченко Андрея Шкургана. И хорошо, что впереди у нас немало еще таких незабываемых встреч.