UA / RU
Поддержать ZN.ua

Опера нас связала

Впервые в истории отечественных культурно-денежно-товарных отношений, т.е. важнейшего международного творческого обмена, в Киеве состоялся более чем значимый проект "Опера Европы-2017". Некоторые страны стоят в очереди, чтобы подобное счастье упало на голову именно им. Украине повезло.

Автор: Олег Вергелис

Впервые в истории отечественных культурно-денежно-товарных отношений, т.е. важнейшего международного творческого обмена, в Киеве состоялся более чем значимый проект "Опера Европы-2017". Некоторые страны стоят в очереди, чтобы подобное счастье упало на голову именно им. Украине повезло.

Вспоминая пушкинское "Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей!", не грех еще раз повторить известное. Искусство оперы в современном мире - важно, актуально, востребовано (как никогда).

Искусство оперы в нынешнем дичающем мире - планка искомой гармонии; спецформат обновляемых культурных посланий; важные ценности, не стареющие и не увядающие даже при теперешних повсеместно обесценившихся обстоятельствах жизни и времени.

То, что в Киев на "Оперу Европы" прибыло более 200 представителей оперной индустрии из 30 стран, - событие, не требующее от меня какой-нибудь пиар-аранжировки. Поскольку само событие, т.е. присутствие влиятельнейших в творческом мире людей, определяет градус интереса к самой Украине. Способствует самоощущению Украины как открытого художественного пространства, которое воспринимается "без границ" и остальных условностей.

Не испугавшись боевых сводок, недружественной пропаганды, перешагнув через сомнения в отношении нашей оперной архаики, эти 200 оперных делегатов - взяли и приехали. И сказали все, что думают о житии-бытии современной оперы. Как жанра, как бизнеса, как мировоззрения.

Собственно, в этом и задача влиятельного проекта - поговорить об искусстве оперы в резко меняющемся мире; найти общие пути популяризации этого искусства. И дважды в год европейская Ассоциация музыкальных театров и фестивалей устраивает подобные слеты, можно даже сказать, "съезды" серьезных делегатов. И Украина оказалась в поле зрения влиятельного европейского оперного менеджмента, в первую очередь благодаря активности Национального театра оперетты, а также, полагаю, благодаря желанию самой Европы сделать Украину еще ближе: пусть не родственницей, но и не падчерицей.

Несколько дней оперных прений - это, прежде всего, общение и контакты, взаимообмен мнениями и идеями, выстраивание деловых, партнерских отношений на близкую перспективу. Мне тут пишут в личку: "И до чего там они договорились?". Во-первых, договорились договариваться. Во-вторых, хотя бы увидели друг друга в лицо. В-третьих, совсем не без толку говорили о том, что действительно волнует оперный мир: новые технологии; новые медиаформаты (которые помогли бы внедрить вечное искусство в сознание сетевой молодежи). Говорили о тренде последнего времени - активности режиссеров драматического театра, которые сегодня выпускают шумные оперные постановки в Европе, США, РФ.

Не могу раскрывать все карты, но за эти дни украинской принимающей стороне удалось договориться сразу о нескольких ближайших совместных международных проектах в сфере музыкального театра. Эти договоренности связаны с музыкальными театрами Финляндии, Албании, Германии, Италии, других стран. На самом деле, неплохой урожай для первого "акта". Сильно высоко по этому поводу забрасывать шапки негоже, но подчеркнуть, что все не зря - необходимо.

Чем живет и чем дышит теперешний современный оперный мир? На эту тему было много сюжетов, докладов, дискуссий. Объем этого текста просто неспособен все отразить. Но замечу принципиальное: европейские гости смотрели на наши музыкальные достижения вовсе не искоса, не исподлобья, не свысока. А как-то понимающе. Понимали и иногда даже принимали хотя бы попытки тех изменений, которые кое-где, кое у кого заметны.

Знаковый бонус в рамках "Опера Европы-2017" - участие практически уже культовых "иностранцев"-оперников, которые родом из Украины. Это дирижеры Кирилл Карабиц, Оксана Лынив - на Западе они в большом почете. По приглашению европейцев в Киев приехал режиссер Андрей Жолдак, который последнее время смело, но разумно экспериментирует в оперном искусстве.

Жолдак сегодня ставит в Венгрии, Финляндии, есть приглашения из Грузии. Но судя по его вечно лукавому взгляду, он лихо поставил бы Верди или Вагнера в одном из оперных театров Украины.

В формате одной из дискуссионных панелей Жолдак был более чем категоричен в отношении нашей оперной архаики, в частности на сцене Национальной оперы Украины. Камня на камне не оставил от "Набукко", утверждая, что это нафталин, и подобного в современном оперном мире уже нет и никогда не будет.

Более повзрослевшим и толерантным на этой же дискуссии казался Кирилл Карабиц. Он говорил, что только от таланта - его масштаба и воздействия -зависят ценность и состоятельность того или иного музыкального произведения, а также уровень того или иного театра. И эти мысли маэстро лично мне близки.

Во время дискуссии (и это символично) директор ассоциации "Опера Европы" Николас Пейн вспоминал о легендарном "Летучем Голландце", совместном проекте Украины и Германии, посвященном 200-летию Вагнера. Это был уникальный проект 2012-го. В нем все сошлось. Художественный уровень, медийная привлекательность, авторская концепция. Оперный режиссер Мара Курочка на сцене Донецкой национальной оперы, казалось, открыла слушателям нового Вагнера, его сложный, но пленительный мир.

Оксана Лынив

Отрадно, что Мара Курочка и украинка Оксана Лынив в настоящее время приступили к работе над этой же оперой Вагнера. В каком-то смысле подобное - символично. Поскольку донецкий "Голландец", как известно, пал смертью храбрых. Декорации давно разгромлены. А директор театра, не перенеся потрясений, умер от разрыва сердца. Страшная реальная опера.

Отрадно, что к проекту "Опера Европы" присоединились и украинские мастера театральных искусств - около 80 человек. Что немало. Приятно было видеть знакомые лица - руководители театров на Печерске, на Липках, а также Нацопера, "Сузір'я", днепропетровские, львовские, одесские.

Ясное дело, они пришли на форум не "за бюджетами" (как у нас обычно ходят), а за общением и новыми веяниями.

Все вышесказанное позитивное больше относится к пунктуации "восклицательные знаки". Нужно и поддержать. Когда нужно.

А в пунктуационной рубрике "вопросительные знаки" меня, например, огорчил следующий риторический вопрос. Почему все наши национальные телеканалы, которые сегодня активно обсуждают тему "квот", цинично проигнорировали одно из важнейших событий культурной жизни? ICTV, "1+1", "Интер", "Украина" и т.д. и т.п., судя по всему, отделались дежурной отговоркой "это не наш формат".

Что же тогда ваш формат, в конце концов? Только голая пятая точка, которую облизывали в разных выпусках новостей до изжоги, цитируя фрагменты недавнего эстрадного "Евровидения"?

Здесь, конечно, все было прилично: многие в строгих костюмах. Высокого рейтинга на таком не заработаешь, но совесть потеряешь, отвернувшись от важности первой подобной эксклюзивной культурной акции.

Все эти реплики, разумеется, горохом о стенку. Если честно, иногда даже сочувствую Н.Лигачевой, которая смотрит эти и другие каналы, а затем еще и находит в себе силы рассуждать о том, что там происходит. И если уж развивать тему "квот", то не по принуждению, а по согласию и взаимности надо бы как-то договориться (на законодательном уровне), чтобы информполитика национальных каналов предполагала пусть не 25, а хотя бы 10% контента (в новостях) о том ценностном и позитивном, что происходит в гуманитарном мире, а не только на его окраинах (в лесополосах или на свалках). Поэтому и завершу свой рапорт о случившемся тем, кем начинал - А.С.Пушкиным: "Мечты, мечты, где ваша сладость? Где ты, где ты, ночная радость?".