UA / RU
Поддержать ZN.ua

Open to Progress: дискуссии и арии в Одессе

На два дня Одесса стала эпицентром оперной профессиональной жизни - по аналогии с международной конференцией Opera Europa, ежегодно выбирающей новое место проведения.

Автор: Ольга Стельмашевская

Едва ли не впервые и нам удалось реализовать современную мировую практику: сочетание открытого международного форума Open to Progress для налаживания коммуникаций внутри оперной среды Украины и приглашения поучаствовать в нем оперных экспертов из Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Греции, Эстонии, Беларуси, Израиля, Польши, а также посещения премьеры.

Это абсолютно опробованная практика, не позволяющая ведущим театральным коллективам, в частности, оперным, "вариться" только в собственном соку, не знать критики и, как следствие, не развиваться в ногу с мировыми трендами.

За эти три составляющих проекта, который был успешно реализован в Одессе, отвечали несколько институтов. Идея форума, очевидно, не без влияния Kharkiv Music Forum (первого профессионального форума классической музыки в Украине, состоявшегося этой весной во время Kharkiv Music Fest и инициированного пианистом, дирижером и арт-директором фестиваля Станиславом Христенко), принадлежала Open Opera Ukraine в лице основателей структуры Галины Григоренко, Анны Гадецкой и Наталии Хмилевской. Приглашение представителей топовых европейских изданий, режиссеров, кастинг-менеджеров, дирижеров, театральных продюсеров, оперных менеджеров со всей Европы и логичное украинское продолжение октябрьской конференции Opera Europa "Построение мостов" в Страсбурге и Карлсруэ, - было инициировано Фондом Одесской Национальной оперы в лице его главы и режиссера Одесской оперы Евгения Лавренчука и генерального продюсера Анны Ставиченко при технической поддержке ОО "Культура. Инновации. Будущее". Обе инициативы поддержал Украинский культурный фонд.

Николас Пейн и Галина Григоренко
Константин Гомон

Следует отдать им должное: фонд четко понял отличие задач этих двух чрезвычайно прогрессивных инициатив и выделил деньги обеим институциям, что позволило создать большой комплексный проект, практические результаты которого не заставят себя ждать. Премьеру же оперы Дж. Верди "Травиата", кстати, четвертую (!) с начала сезона, - готовил весь творческий состав Одесской оперы под руководством режиссера-постановщика Евгения Лавренчука и дирижера-постановщика Вячеслава Чернухо-Волича. Так что эти два дня в Одессе стали беспрецедентным примером действенной коллаборации частных и государственных художественных структур, фондов и отдельных личностей, которые смогли все свои навыки, связи, идеи, ресурсы направить в правильное русло ради общей цели, и это мощно сработало на имидж страны.

Еще в 2018 году, когда шесть ведущих театров оперы и балета Украины создали Ассоциацию оперных театров и договорились об объединении усилий, знаний и творческого потенциала, стало понятно, что участники соглашения намерены работать в направлении совершенствования законодательной базы музыкальных театров, активно обмениваться опытом во всех сферах деятельности, а также реализовывать совместные творческие проекты и программы, приглашать ведущих артистов, музыкантов, режиссеров и дирижеров для реализации художественных проектов, с внедрением общих технических и креативных инноваций.

Генеральный директор - художественный руководитель Львовской оперы Василий Вовкун тогда сказал, что "в нынешних условиях такое сотрудничество даст возможность всем театрам вырабатывать общую политику, в частности гастрольную, влиять на законодательную базу, создавать проекты в ко-продукции, делиться своими планами и т. п. Оперное и балетное искусство - весьма дорогое удовольствие, так что это могут быть совместные художественные продукты - балет, опера, фестивали. Прежде всего - это коммуникация".

Прошел всего год, и форум Open to Progress пригласил 11 руководителей государственных театров (генеральных директоров всех украинских национальных оперных театров Киева, Львова, Одессы, Харькова), руководителей Киевского национального академического театра оперетты, Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества, Днепровского театра оперы и балета), а также негосударственный сектор - формацию Nova Opera и Open Opera Ukraine, чтобы открыто, в присутствии всеукраинских СМИ и представителей общественно-политических и специализированных музыкальных журналов Европы, познакомиться, обсудить актуальные возможности и задачи оперного искусства, поделиться опытом, сделать практические выводы, положить начало неким внутренним и внешним коллаборациям. Активное участвовали в Форуме и представители академической среды - музыковеды, в том числе восемь молодых, профессора, доценты и преподаватели Киевской, Харьковской, Львовской национальных музыкальных академий. Одним из стратегически важных приглашенных гостей форума стал директор сети Opera Europa Николас Пейн.

Среди тем, обсуждаемых участниками форума: европейский контекст и идентичность украинской оперной индустрии; важность создания сети оперных театров внутри страны, а также активного взаимодействия с сетью Opera Europa; необходимость создания благоприятных условий в отечественной оперной сфере для прекращения выезда за границу лучших певцов, дирижеров, музыкантов; программные и проектные стратегии развития оперных театров для активного диалога с аудиторией, привлечение внимания молодых зрителей к оперному жанру; развитие оперной и музыкальной критики в Украине; налаживание механизмов ко-продукций среди украинских оперных театров и независимого сектора; специфика оперного продакшена в государственном и негосударственном секторах.

Кристиан Берцинс
Константин Гомон

Кроме того, на первой панельной дискуссии вместе с ее хедлайнером Николасом Пейном участники делились выводами, инсайдами и собственными рефлексиями после нынешней конференции Opera Europa. В частности, Василий Вовкун, анализируя увиденное и услышанное в Страсбурге и Карлсруэ, уже анонсировал проект Львовской оперы на 2021 год, который будет создан в ко-продукции с десятью (!) оперными театрами, и отметил: "Украинская опера должна быть в европейском, мировом контексте, но не терять при этом индивидуальность". Николас Пейн также, рассуждая о прогрессе, сказал, что это "весьма сложная концепция, поскольку в этом всегда есть напряжение, давление. Опера - это дело глобальное, что не только хорошо, поскольку есть риск потерять индивидуальность. В украинской системе обучения много хорошего, есть жажда, рвение". По словам Пейна, "нужно сравнивать себя с другими и быть также более гибкими, то есть нужна "легкая походка".

Важные и очень четкие месседжи прозвучали от Кристиана Берцинса, редактора культуры воскресного приложения газеты Neue Zürcher Zeitung из Швейцарии, озвученные во время последней панели, анализировавшей возможные стратегии создания коммуникационного пространства. В частности, Кристиан подчеркнул, что "музыкальный критик сегодня - это журналист, который не должен превращаться в маргинала, ведь некоторые журналисты критикуют самих себя. Следует понимать, что ныне влияние критики на количество посетителей в театре равно нулю. Критик должен провоцировать дебаты, дискуссии вокруг оперного продукта. Это человек, который может перевести оперу, обратиться к большой аудитории, но он не оракул - он начинает дискуссию. Опера - это живое существо, существующее не только для специалистов".

Интересная реплика прозвучала и от Ливии Бидоли, журналистки, главного редактора Gothic Network из Италии: "Если мы не изменим отношение к опере - опера закончится. Оперная аудитория стремительно стареет, поэтому сегодня в международном тренде - открытость, новые ориентиры и эксперименты. Вот на эти тренды нам и следует ориентироваться".

Рикардо Ченчи
Константин Гомон

Музыкальный критик Eurocomunicazione из Италии Рикардо Ченчи отметил: "В Италии последние 150 лет также говорят, что опера умирает. И не только опера, но и театр в целом. Музыкальный критик - тот, кто понимает музыку и может не быть специалистом, но должен исходить из музыкальной среды".

Юрий Литвиненко

Интересной практической и справочной информацией поделился итальянский театральный менеджер, основатель и дирижер Il Roma Barocca Ensemble, который как музыкальный критик пишет и для Il Tempo, - Лоренцо Тоцци. Так, например, он рассказал, как несколько лет назад в Риме уволили весь оркестр, а затем с нуля набрали новых музыкантов. То есть совершили своеобразный перезапуск. Молодую аудиторию в Риме пытаются привлекать с помощью допремьерных показов, на которые зрители в возрасте до 27 лет имеют право получить скидку на билет. Есть еще одна интересная практика привлечения новой аудитории - гастроли оперных театров на периферии. Для молодых же исполнителей существует так называемая "фабрика" - небольшие спецпроекты, на которых они могут испытать себя и начать свою карьеру. В Италии сейчас 13 крупных оперных театров, плюс один с особым статусом - Teatro allа Scala. Для сравнения: ежегодный бюджет "Ла Скала" - 90 млн евро в год, а ежегодный бюджет Римской оперы - 40 млн евро в год.

Генеральный продюсер Open Opera Ukraine Галина Григоренко: "Порадовал достаточно высокий уровень профессионального общения участников Форума. Нам удалось не только поделиться собственным опытом и достижениями, но и коснуться важнейших проблемных точек существования оперного жанра в Украине. Мы очень разные, мы конкурируем за внимание зрителей, но мы не закрыты друг от друга; мы понимаем неизбежность изменений. И это самое важное. Ведь только научившись выстраивать диалог, эффективно взаимодействовать, сотрудничать, мы сможем отвечать на вызовы, которые ставит оперной сфере современность".

Юрий Литвиненко

Также Фонд Одесской Национальной оперы представил весьма полезное двуязычное издание "Opera UA: Современность. Тенденции. Развитие", появившееся благодаря поддержке УКФ. По нашему мнению, оно будет интересно не только иностранцам, которые получат всю справочную информацию о наших музыкальных театрах и негосударственных формациях, небольшой исторический экскурс в историю украинской оперы, дайджест успешных постановок последних лет, фестивалей, проектных представлений, но и, собственно, театрам Украины и всем специалистам этой сферы.

Представляя буклет, генеральный продюсер Фонда Одесской Национальной оперы Анна Ставиченко сказала: "Форум Open to Progress и новая постановка "Травиаты" в Одессе доказали, что Украина может и должна быть включена в общеевропейские оперные процессы. Ведь, по нашим собственным выводам и по словам европейских экспертов, всех нас объединяют общие вызовы, стремления и амбиции. Все мы предпочитаем привлекать в оперные театры новую аудиторию, актуализировать классический репертуар, искать новые пути развития оперного жанра, привлекая современных композиторов и новейшие технологии, - словом, делать все, чтобы опера жила".

Юрий Литвиненко

Вечером все профессиональное сообщество посетило премьеру оперы Дж. Верди "Травиата". В версии режиссера-постановщика Евгения Лавренчука оказалось много находок, как технических, так и креативных. Это весьма необычный, возможно, пока трудный для реализации в государственном театре подход. Но он, безусловно, интересен и перспективен, и даст возможность театру двигаться вперед довольно быстро и дерзко. Поскольку эта постановка, еще не задышавшая полной грудью и не получившая той "легкой походки", о которой говорили наши европейские коллеги, - абсолютное воплощение того, о чем говорили на форуме в контексте привлечения новой аудитории и ее омоложения. Но о спектакле - позже, в следующих номерах ZN.UA.