UA / RU
Поддержать ZN.ua

Опасные гастроли

Культурная индустрия под «топором» репрессивного закона.

Автор: Ольга Стельмашевская

Артисты, промоутеры, практически все основные игроки гастрольно-концертного рынка Украины сегодня активно обсуждают возможность реализации одного непростого закона… Который до небес может взвинтить и без того высокие цены на билеты. И кото­рый может де-факто перечеркнуть гастрольную жизнь в стране из-за абсурдности и непродуманности многих дефиниций так называемых изменений в закон…

Итак, на днях состоялось общественное обсуждение изменений в закон «О гастрольных мероприятиях в Украине» (организатор - комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательст­ва).

Изменения эти внесены первым вице-премьером Андреем Клюевым и приняты в первом чтении депутатами Верховной Рады 18 октября 2011 года. Зако­нопроект был принят быстро и тихо, без обсуждения на профильном комитете, чего требует процедура. «За» проголосовало 262 депутата из 376 присутствовавших, из них 181 - из фракции «Партия регионов», 11 - из фракции «НУНС», 25 коммунис­тов, 20 из «Народной партии» Лит­вина, 20 - из группы «Рефор­ми заради майбутнього», и 5 вне­фракционных депутатов. Из БЮТ не проголосовал никто.

После отмены в начале этого года трехпроцентного гастрольного сбора и гастрольного удос­товерения (как обязательного для проведения культурных мероприятий в Украине) боль­шинст­во участников рынка ждали нового закона. Тем более в Министерстве культуры постоянно обещали, что по новому законопроекту урегулируется гаст­рольная жизнь нерезидентов нашего государства.

Сделать прозрачным налого­обложение иностранных гастролеров и тем самым направить средства на поддержку национального культурного продукта - вот цель, которой прикрываются авторы проекта, лоббируя безграмотный (с точки зрения конституционности и законнос­ти) проект. С текстом законопроекта мож­но ознакомиться на сайте ВРУ.

Отныне за гастрольное удос­товерение, которое только выдадут (а могут и не выдать чиновники местных органов власти), на­до платить от 1 до 5% ан­шла­говой стоимости концерта/спектакля/шоу. Свидетельство это (раз­решение, по сути) выдается на платной основе (за исключением благотворительных мероп­риятий), и срок его действия ог­раничен датой проведения гастролей.

За гастрольное удостоверение должны платить не только нерезиденты, но и украинские организаторы мероприятий или независимые артисты, которые пытаются гастролировать в Ук­раине. Причем плата эта - взнос за возможность подать заявку на организацию мероприятия. Средства за невыданное удостоверение не возвращаются. Если же в процессе его получения поменяли не только место проведения, но и время (у артис­та опоздал самолет, например), платите штраф в размере 20% от аншлаговой стои­мости гастрольного проекта! Сам факт выдачи (или невыдачи) свидетельств на проведение гастролей позволяет власти не только брать взятки, но и - это главное - регулировать список выступающих на сценах Украины исполнителей и коллективов.

Отныне, прикрываясь законами («О защите общественной морали», «Об авторском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и «О защите животных от жестокого обращения»), можно запретить, например, театральные постановки Жолдака или Виктюка, ведь «высокодуховный» чиновник может увидеть там намек на «деморализацию», «культ насилия». А сослаться на закон о защите общественной морали, как мы знаем, можно в любом удобном случае.

Устанавливается плата за гаст­рольные мероприятия - 1-5% от аншлаговой стоимости, то есть от стоимости всех, возможно, проданных билетов, в том числе тех, на которых не указывается ряд и место. Такой вид платы изначально антиконституционен (как можно заплатить что-то с непроданного продукта?), так как это своего рода налог, а налог не имеет право устанавливать Министерство культуры. Все другие виды сборов запрещены законом.

В статье 9 законопроекта устанавливается размер этой пла­ты: 1% от аншлаговой стоимости - для гастролей исполнителей и коллективов в жанрах «театрального, академического музыкального, народного музыкального искусства, аутентичного фольклора»; 3% - для эстрадных, цирковых коллективов и отдельных исполнителей; 5% - для шоу. Раз­личие между шоу и выс­туплением эстрадного коллектива в законе не прописано. То есть в законопроекте изначально закладывается коррупционная маржа.

Как отличить выступление исполнителя от шоу-программы? Эта обязанность ляжет на чиновников… Вот вам еще один повод для коррупции.

Кстати, чтобы заплатить все эти сборы, придется повысить стоимость каждого билета на 25-50%! Значит, будет невыгодно заниматься гастрольным бизнесом (за последнее время этот рынок упал на 50%).

Допустим, вы все-таки платили «взносы», которые упадут в госбюджет. Что дальше? А дальше в Минфине не найдут кода, по которому можно использовать средства на продвижение украинского культурного продукта. Спросите: почему? Ответ… Перед общественным обсуждением изменений в закон «О гаст­рольных мероприятиях в Ук­раине» был сделан депутатский запрос об использовании средств, которые накапливались в фонде от уплаты отмененного в начале этого года гастрольного сбора. Ответ ошеломил больше, чем сам закон. Оказывается, гастрольный сбор все операторы рынка платили исправно и даже перевыполняли план. Но ни единой копейки из этого фонда не было нап­равлено на поддержку (или создание) национального культурного продукта.

Комментируя этот факт, Ксе­ния Ляпина сказала, что если искать виновных, то найдется один, и это будет «уборщица»… Ком­мен­тарии, как говорится, излишни.

Есть и еще один немаловажный вопрос. Вырученные деньги Минкульт собирается направлять, кроме всего прочего, «на развитие гастрольной деятельности отечественных коллективов и исполнителей». Каких? Наша эстрада, за исключением «ВВ», «Океана Эльзы» (и еще нескольких) не всегда собирает залы в регионах Украины, потому и не проходят всеукраинские туры. Все знают, что наш эстрадный цех работает в основном не на кассу, а за гонорар (и им ни холодно, ни жарко от этого закона).

Если говорить о классической музыке, оперных исполнителях, экспериментальных теат­рах, театральных фестивалях и даже о кукольных театрах из-за рубежа, то при принятии этого «закона» многие не доедут до Украины (ведь они будут приравнены к западным исполнителям, «везущим чемоданами деньги из Украины»).

Кроме того, для отечественных исполнителей в этом законопроекте предусмотрена статья 10 «Порядок обеспечения государственной поддержки гаст­рольной деятельности». Которая гласит, что государство обеспечивает такую поддержку за счет средств Госбюджета и что объемы этой поддержки также определяются бюджетом.

Тогда, простите, на что будут собираться все эти взносы, перечисленные в «государственный спецфонд»?

Или они растворятся в чьих-то карманах, как и отмененный гастрольный сбор?

Еще одно... Цитата от экс-министра культуры Оксаны Билозир: «Уважаемые, закон придется принять, ведь он уже прошел первое чтение».

Мол, можете собираться сколько угодно, но закон будет принят все равно, так как у нас по традиции «гине мистецтво». А для его спасения, как говорится, любые средства хороши. И антиконституционные, и репрессивные. Ведь подобных налогов нет ни в одной стране мира.

Вообще, если внимательно изучить скандальный закон, создается впечатление, что минист­ра культуры Михаила Кулиняка просто подставили: столько там несогласованности одних статей с другими. Ведь когда с документом познакомились юристы Верховной Рады, то они пришли к выводу, что его нельзя исправить, переписать, а нужно просто отменять (закон изначально безграмотен: в нем смешаны фискальный и регуляторный механизмы сборов и мн. другое). Возможно, следует принять постановление о его отклонении. В данный момент формируется рабочая группа по этому вопросу.

И последнее. Что нужно сделать взамен этого закона? Вернуть гастрольный сбор. Но создать грамотный и прозрачный механизм распределения полученных средств на поддержку национального культурного продукта, на развитие гастрольной деятельности отечественных коллективов и исполнителей. Не плохо бы раз в год отчитываться перед представителями «национального культурного фронта» - кому и сколько денег было отчислено из этого спецфонда…

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ

Минкульт - за аншлаги!

После принятия нового Налогового кодекса в Украине был упразднен гастрольный сбор, средства от которого шли на поддержку гастролей украинских театральных и музыкальных коллективов. Сейчас Министерство культуры подготовило изменения в Закон «О гастрольных мероприятиях в Украине», которые позволят исправить ситуацию.

Ключевое отличие платы за проведение гастрольного мероприятия от бывшего гастрольного сбора - в механизме расчетов и жанровой дифференциации. Раньше организаторы гастролей платили 3% от так называемого валового сбора, который традиционно минимизируется, поскольку значительное количество билетов продается «в тени». Законопроект вводит понятие «аншлаговая стоимость» - это суммарная нарицательная стоимость полного комплекта подготовленных к реализации билетов на одно гастрольное мероприятие, включительно с теми, в которых не указаны ряд и место. Проценты от этой суммы предлагается платить в зависимости от вида мероприятия: за театральные постановки, концерты академической и народной музыки - 1%, эстрадно-цирковые спектакли - 3%.

«Фактически речь идет о реформаторском законе для всей гастрольной сферы, - считает министр культуры и туризма Украины Михаил Кулиняк. - Его принятие не просто позволит получить значительные средства для поддержки гастролей украинских театров и музыкантов, но и будет способствовать внедрению прозрачных цивилизованных отношений между исполнителями, организаторами гастролей и государством. Ведь в Украину, за редким исключением, приезжают «угасшие звезды», тогда как исполнители мировой величины обходят наше государство».

При этом Министерство культуры опровергает утверждение продюсеров о якобы неминуемом росте стоимости билетов для зрителей. Аншлаговая стоимость даже самого дорогого концерта во дворце «Украина» не превышает одного миллиона гривен, то есть в поддержку отечест­венных театров надо будет уплатить 30 тыс. грн. Для сравнения: это стоимость нескольких билетов в партере. А плата за большинство гастрольных мероприятий будет от одной до пяти тысяч гривен. Более того, в Мин­культуры готовы пойти на компромисс и для всех отечест­вен­ных исполнителей установить 1% сбора, оставив 3% только для зарубежных эстрадных исполнителей и шоу-программ. И даже в таком случае, по расчетам специалистов Минкультуры, в поддержку гастролей украинских театров за год удастся собрать 70-80 млн. грн. - а это, по крайней мере, на два порядка больше, чем было выделено в 2009 году.

После принятия законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О гастрольных мероприятиях в Украине» в первом чтении: в Министерстве культуры прошел круглый стол, в работе которого приняли участие министр культуры Михаил Ку­линяк, директора ведущих гаст­рольных компаний Украины, продюсеры, руководители художест­венных коллективов. Мне­ния и предложения, высказанные в процессе общественного обсуждения на круглом столе, будут учтены при доработке документа перед представлением его в Вер­ховную Раду на второе чтение.

Дополнительно.

Благодаря гастрольному сбору, средства от которого аккумулировали в Спецфонде, созданном для поддержки гастрольной деятельности, в 2009-2010 годах были профинансированы гастроли таких театральных коллективов.

2009 год

1. Закарпатского областного государственного украинского музыкально-драматического театра в Запорожье, Днепропетровск, Харьков.

2. Гастрольную поездку коммунального учреждения «Запорожский академический областной украинский музыкально-драматический театр им. В.Г. Магара» в Мелитополь, Бердянск.

3. Черновицкого областного театра кукол в Донецк.

4. Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Николая Кулиша в Полтаву, Днепродзержинск.

5. Городского коммунального заведения культуры «Днепропетровский городской молодежный театр-студия «Верим!» в Черкассы, Хмельницкий, Житомир, Луцк, Тернополь, Львов.

6. Львовского областного музыкально-драматического театра им. Юрия Дрогобыча в Харьков, Кировоград.

2010 год

1. Гастрольную поездку Крымского академического театра кукол в Полтаву.

2. Гастрольную поездку Львовского академического областного театра кукол в Донецк.

3. Гастрольную поездку Донецкого академического областного театра кукол во Львов.

4. Гастрольную поездку Крымского академического украинского музыкального театра в Донецк, Краматорск, Мариуполь.

5. Гастрольную поездку Херсонского областного театра кукол в Тернополь, Ивано-Франковск.

6. Гастрольную поездку Полтавского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. Н.В. Гоголя в Симферополь.

7. Гастрольную поездку Донецкого областного академического украинского музыкально-драматического театра в Киев.

8. Гастрольную поездку Днепродзержинского музыкально-драматического театра им. Леси Украинки в Чернигов.