Встреча с Ондре Шотом — балетмейстером, магистром искусств, членом жюри международного конкурса им. С.Лифаря — проходила в темпе presto под аккомпанемент истошных сигналов мобильного телефона.
44-летний импозантный мужчина — шеф Президентского театра балета Словакии. Четыре года назад он возглавил свою первую постоянную труппу, обрел своих исполнителей. Родился абсолютно новый коллектив, выступления которого уже успели высоко оценить за пределами Словакии. Добрая половина небольшой интернациональной труппы — киевляне, в недавнем прошлом выпускники КГХУ. В свое время Ондре Шот пригласил работать по контракту к себе в труппу «этих способных ребят, которые здесь, в Украине, к сожалению, никому не нужны».
Впервые с украинскими танцовщиками словацкий балетмейстер познакомился в 1994 году, когда работал в Праге. Признался, что до этого об Украине ничего не знал, кроме того, что там много чернозема. Он был поражен тогда — насколько интересно было работать с киевлянами! Встреча с нашими артистами укрепила его любовь к танцу. «Редко с кем из балетных можно о чем-то серьезно побеседовать, — говорил Шот, — не сравнить общение с художниками, музыкантами, режиссерами!»
В апреле в Национальной опере состоялись гастроли словацкой труппы. Мы увидели вечер авторских балетов Ондре Шота: «Кармен» на муз. Ж.Бизе — Р.Щедрина и Deep Forest, «Болеро» М.Равеля и часть трилогии «Мосты» на музыку второго фортепианного концерта С.Рахманинова. Экспрессия современного танца, великолепная музыка и, в унисон с ней, завораживающе эмоциональное исполнение концептуальной хореографии будоражили, заставляя сопереживать. Невозможно было глаза оторвать от сцены, на которой творил сплоченный организм, заряжая зал мощным импульсом созидательной энергии.
Незадолго до этого на репетиции мне запомнились просветленные лица артистов труппы. А еще я заметила, что мои бывшие ученики стали внешне похожи на Ондре Шота, словно все они — дети одного отца. На спектакле я поняла: так бывает только тогда, когда между людьми царит любовь и взаимопонимание.
«Мне очень близки и симпатичны эти ребята, — признался Ондре, — искренние и душевные. Не сразу, конечно, все пошло гладко. Они были как чистый лист бумаги. Многим вещам их надо было учить, многое объяснять. Теперь мы духовно сроднились и помогаем друг другу развиваться»
Неудивительно, что его солисты — Максим Скляр и Людмила Васильева — стали лауреатами V конкурса им. С. Лифаря в номинации «Хореографы», убедительно заявив о себе в новом качестве. «Для меня это также сюрприз. Я впервые увидел их работы на конкурсе. Мои ребята очень отличаются от других. Это добрые, открытые, одухотворенные люди. Украинцы так же, как словаки, исторически долго были унижены. Дайте людям свободу — и они станут гениальными! Каждый хочет выразить себя. Чтобы стать балетмейстером, надо быть свободным. Это непросто. Надо быть открытым, искренним, доверять себе. Я искал свой стиль 25 лет. Так что у них еще все впереди!»
Хореографическое образование Ондре Шот получил в балетной школе города Кошице (педагог А.Галас) и театральном институте в Братиславе (проф. С.Носаль). В 23 года он стал дипломированным балетмейстером и режиссером. Последующие 15 лет легкий на подъем молодой специалист объездил земной шар и все это время активно творил: преподавал и ставил спектакли, гастролировал с ними в разных странах, осваивал школы contemporary dance Востока и Запада, получил опыт сотрудничества в сфере драмы и кино, изучал психологию и философию. Творческий багаж перспективного хореографа приумножался, многие его балеты имели успех: «Кармина бурана» К.Орфа, «Реквием» Дж.Верди, «Ромео и Джульетта» и «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Кармен» Ж.Бизе — Р.Щедрина, «Адажиетто» Г.Малера.
«Я никого не имитировал, но всегда отдавал предпочтение драматическому началу спектакля. Много лет я преподавал актерское мастерство. Считаю, что балет должен стоять наравне с серьезными жанрами искусства — оперой, драмой, кино, а не превращаться в дискотеку или спортивные игры. Меня всегда привлекали великие сюжеты, могучие эмоции. Главный сюжет — человек и его душа. Мои спектакли предназначены для простых зрителей, людей всего мира, которые приходят в театр и воспринимают его душой. У балетных профессионалов зачастую «больное» зрение.
Для осуществления всех моих планов не хватит и пятисот лет! Музыку я выбираю интуитивно, мне близка классика. Очень люблю музыку Чайковского, считаю, что его время еще не пришло — это безбрежное море мысли и эмоций. Свобода — это хорошая музыка!
У меня свой творческий подход. Когда создаю балет, иду в зал к артистам импровизировать. Ставлю танцы «по-тихому» — без музыки, чтобы сохранить свежесть ее восприятия. Все показываю, объясняю — и только потом «даю звук». Не знаю почему, но все сходится! Поначалу ребятам было трудно меня понять, а сейчас все получается легко.
Что касается наших нынешних гастролей, то я очень огорчен тем, что увидел. Мои спектакли совсем другие, в них, как в фильмах, все должно «играть» в ансамбле — свет, декорации, костюмы. Вы же видели лишь 50% моей работы! Представьте, что у вас есть прекрасно обустроенный дом. Вы приходите туда с друзьями, чтобы продемонстрировать им всю прелесть богатого дизайна, заходите, а там остался один стул. Так и в моих балетах — ничего кроме хорошего исполнения не осталось. У нас в Кошице оперный театр оснащен по последнему слову техники, а в киевском театре отсутствует даже нормальное освещение», — посетовал Ондре Шот, балетмейстер и педагог, режиссер и человек, который создает условия для творческого роста молодежи Украины.
P.S. Еще в 1996 году Майя Михайловна Плисецкая, выступая в Национальной опере на гастролях, помнится, была весьма недовольна «доисторическим» освещением сцены.