Никогда село Капуловка Никопольского района на Днепропетровщине не видело такого количества именитых гостей. Сюда, на скифский курган под названием «Сторожевая могила», съехались несколько тысяч людей со всей страны и из-за рубежа. Здесь 21 августа, в присутствии украинских, донских, калмыцких казаков, депутатов Верховной Рады, первых руководителей Днепропетровской области, гостей из России, США и Швейцарии и, разумеется, представителей духовенства во главе с архиепископом Днепропетровским и Криворожским УПЦ Киевского патриархата — Владыкой Андрианом, обрела покой душа легендарного атамана Ивана Сирко.
История не сохранила для нас год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко. Известно лишь, что родился он в семье шляхтича на Подолье. Уже при жизни кошевой атаман Войска Запорожского стал легендой. Обладая несомненным талантом полководца, Иван Сирко проделал около 60 военных походов, в которых не имел ни одного значительного поражения. Под знаменами Богдана Хмельницкого атаман участвовал в морском походе на Трапезунд, во франко-испанской войне и взятии в 1646 году крепости Дюнкерк. Немало натерпелся от славного атамана и его войска турецкий султан, осуществлявший военные вторжения в Украину и Россию. Известно, что именем легендарного полководца подписано знаменитое письмо турецкому султану Мухаммеду IV, а сам процесс составления письма запечатлен на известной картине Ильи Репина.
Турки и татары называли Сирко Семиголовым драконом. В 1672 году славного кошевого атамана арестовали по ложному доносу (как это знакомо потомкам. — В.О.) полтавского полковника Жученко. К тому же российский царь припомнил давнее знакомство Сирко со Степаном Разиным и сослал вольного казака в Сибирь. Но угроза нового наступления турок на Россию и Польшу вернула Ивану Сирко свободу.
Возвращаясь в 1679 году из похода против турок, Иван Сирко заболел, а 1 августа 1680 года сердце великого сына украинского народа перестало биться. Хоронили атамана всем Войском Запорожским Низовым. Авторитет Ивана Сирко был настолько велик, что и после смерти его имя наводило ужас на врагов. По одной из легенд, после смерти кошевого атамана казаки возили гроб с его телом в военные походы. А позднее выносили правую руку полководца перед войском, после чего неизменно одерживали победы.
Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Тогда ее уберегли местные жители. Затем из поколения в поколение за последним приютом атамана присматривали семьи Михаила Нелепы, Николая Мазая, Ивана Саламахи, Леонида Бурды. В 1734 году на могиле появилась надгробная плита. В 1909 г. участок земли, где был погребен кошевой атаман, выкупил Яворницкий, а в 1956 году был установлен бронзовый бюст. Спустя 11 лет, когда водами Каховского водохранилища место первоначального погребения атамана было затоплено, останки его перезахоронили в курган, а череп был передан в Институт антропологии АН СССР для проведения пластической реконструкции внешности кошевого атамана. Немало времени прошло, пока украинские и российские ученые установили подлинность черепа И.Сирко. На основе антропологической реконструкции мастера-литейщики изготовили новый бронзовый бюст. Удивительно, но финансировать перезахоронение пришлось Днепропетровской облгосадминистрации, выделившей на это благородное дело из бюджета 150 тыс. гривен. Надо отдать должное Никополю и его районным руководителям, сумевшим привлечь внебюджетные средства. Иных источников финансирования не нашлось, хотя претендентов на какую-то особую роль в этом перезахоронении хватало. Может быть, поэтому так скупо освещали это событие республиканские электронные и печатные СМИ?
Что же касается усыпальницы атамана, то официальный Киев и по сей день хранит молчание. Хотя постановление о ее строительстве принято восемь лет назад...