UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Он был человеком уникального музыкального дара»

Среди учеников Богодара Которовича — Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Татьяна Гринденко, Павел Коган, Александр Брусиловский.....

Автор: Татьяна Козырева

Среди учеников Богодара Которовича — Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Татьяна Гринденко, Павел Коган, Александр Брусиловский... Среди его друзей — уважаемые и звездные имена музыкального небосвода Украины. В частности, и во Львове. С этим городом связан не только определенный период жизни выдающегося музыканта: он постоянно возвращался к нам словно за творческим подъемом…

«Мы все очень гордились, что у нас есть такой фундаменталист, академик, скрипач, как Богодар Которович, — рассказывает «ЗН» Игорь ПИЛАТЮК, народный артист Украины, ректор Львовской музыкальной академии им. Мыколы Лысенко, профессор, скрипач, коллега, ученик и друг Богодара Антоновича. — Именно он мог сцементировать вокруг себя всю нашу и музыкантскую, и преподавательскую общину. Почему мы так этому радовались? Потому что, имея такого мэтра, всегда были уверены, что являемся равными среди равных, , что мы — флагманы в педагогике и скрипичном искусстве. Которович был человеком уникального музыкального дара и чрезвычайной музыкантской интуиции. Именно это позволяло ему быть непревзойденным интерпретатором, самобытным педагогом. Я горжусь, что был его сподвижником и в свое время прошел школу под его патронатом.

Как и каждый настоящий музыкант, Которович хотел быть для своей малой родины и ее публики самым желанным. Он Львовом жил, что подтверждают его ежегодные гастроли в родном городе. Уже став руководителем коллектива, привозил «Киевских солистов» во Львов по нескольку раз в год. Он очень ревниво относился к тому, как принимала его львовская публика. Очень переживал, когда не было аншлагов. Очень хотел, чтобы родной Львов склонил перед ним голову и был его Меккой.

Богодар часто приезжал во Львов еще и потому, что здесь на Янове и Лычакове похоронены его родители: часто инкогнито, на несколько часов, наведывался на кладбище. Кстати, могилы родителей Богодара Антоновича очень ухожены, и это — благодаря ему.

Он любил пройтись по старой части города, где прошло его детство. Да, воспоминания часто были тяжелыми, потому что он рано остался без матери. Да и годы были голодные... Он любил зайти в дом на улице Коперника, где прошло его детство, постоять в подъезде... Последние шесть лет Богодар Антонович праздновал свои дни рождения во Львове. Не приехал только в нынешнем году... Была у него и любимая церковь — на Замарстиновской, куда всегда приходил, когда бывал во Львове.

Богодар Которович трижды возглавлял государственную комиссию во Львовской музыкальной академии. С огромным удовольствием брал к себе в класс львовян. Мы, кстати, узнав о смерти Богодара Антоновича, собрали заседание кафедры. Люди были шокированы, плакали… Нынешний заведующий кафедрой Богдан Каськив учился с Которовичем, до сих пор работает на кафедре профессор Дмитрий Колбин, учивший Богодара…

Ужасно жалею, что не увидел Богодара Антоновича, когда он в последний раз был в нашем городе на фестивале «Виртуозы»… Его смерть застала меня далеко от Львова, но я прервал все свои дела, чтобы иметь возможность отдать последний долг Маэстро».

Прощались с Богодаром Которовичем в Киевской музыкальной академии. Отпевали во Владимирском соборе. По­хоронили Богодара Анто­новича на Байковом кладбище, рядом с могилой Евгении Мирошниченко.