UA / RU
Поддержать ZN.ua

Олесь ЯНЧУК: «ЕСЛИ БЫ НАША ВЛАСТЬ ТАК ЛЮБИЛА КИНО, КАК ФУТБОЛ…»

Олесь Янчук - кинорежиссер, один из немногих, кто остается действующим в украинском кино. С 1984 года, после окончания кинофакультета КГИТИ им...

Автор: Лариса Брюховецкая

Олесь Янчук - кинорежиссер, один из немногих, кто остается действующим в украинском кино. С 1984 года, после окончания кинофакультета КГИТИ им. И.Карпенко-Карого, работает на Киевской киностудии им. А.Довженко, сначала ассистентом режиссера, а потом режиссером-постановщиком. Поставил фильмы: «В дальний путь» (короткометражный, 1989), «Голод 33» (1991), «Атентат. Осеннее убийство в Мюнхене» (1995). Создатель и руководитель студии «Олесь-фильм». Заслуженный деятель искусств Украины.

Сегодня Олесь Янчук работает над новой картиной - «Командир армии бессмертных» (сценарий Василия Портяка) - о Романе Шухевиче, полководце Украинской повстанческой армии, которая действовала с 1942-го по 1953 год. До 1950 года этой армией командовал Роман Шухевич, известный под псевдонимом Тарас Чупринка. Воскрешая эту героическую и в то же время трагическую страницу украинской истории, Василий Портяк и Олесь Янчук подтверждают постоянство в тематике, сознательную установку на важные для государственности Украины идеи. Исторически значительный пример Романа Шухевича свидетельствует о том, что украинцы в самых жестоких испытаниях смогли уберечь национальное сознание и человеческое достоинство. Роман Шухевич, по сценарию, - воплощение бесстрашия, моральной и физической силы, удачливости. Можно надеяться, что именно таким мы его и увидим, ведь его играет Григорий Гладий. Лейтмотивом нашей беседы с режиссером были слова о необходимости искать деньги на фильм (снято чуть меньше половины), эти поиски требуют сил и времени, не оставляя их на решение творческих задач.

- Олесь, как возник замысел фильма? Напрашивается мысль, что это будет как бы продолжение «Атентата». Ведь в том фильме в центре тоже был исторический персонаж да и изображаемое время то же.

- Нет, не продолжение. Хотя Роман Шухевич - это историческая личность, но наш фильм не будет делаться в документальной стилистике. Я решил отойти от манеры предыдущей картины, где мы шли за реальными событиями. Здесь, сохраняя верность истории, мы как бы отстраняемся от нее, пропускаем ее сквозь кристалл кинематографической формы. Нам трудно давалась эта форма: достаточно сказать, что такой опытный сценарист, как Василий Портяк, сделал пять вариантов сценария.

Почему я обратился именно к Шухевичу? Привлекает история, особенно история Украины, которая в кино совсем не раскрыта. И потом, что мне сегодня снимать? Фильм о любви? Возможно, я и буду это делать, но не сейчас. О мафии? Этого и так вокруг достаточно. История, в которой столько потрясающего таится, - это то, что интересует меня.

Замысел возник после того, как несколько лет назад посмотрел фильм Мэла Гибсона «Храброе сердце» - о шотландском герое XIII века. У героя этого фильма очень много общего с нашим: смелость, самоотверженность, умение находить выход из любой ситуации, идти до конца…

- Несколько неожиданное сравнение с Мэлом Гибсоном. Но, с другой стороны, желание достичь свободы - не только личной, но и своего народа (звучит выспренно, но точно) - движет значительной личностью в любое историческое время. Но Шухевича знают далеко не все, тем интереснее будет увидеть его на экране.

- Мы не делаем пропагандистский фильм. Временная дистанция выбирает события и оставляет непреходящие. Безусловно, Шухевич неотторжим от своего времени, но важно показать то, что интересно современному зрителю, многогранность личности, авантюрное начало в ней. Над фильмом работают опытные профессионалы: художник Александр Шеремет, операторы Алексей Золотарев и Виталий Зимовец, монтаж Наталии Акаемовой. В главной роли Григорий Гладий, снимаются известные актеры Виктория Малекторович, Виктор Степанов, Сергей Романюк, Владимир Горянский, Петро Бенюк, а также дебютант Валерий Галицкий (Шухевич в молодые годы). Мы активно обращаемся к типажам, я это практиковал и в своих предыдущих фильмах. События, происходившие во Львове, снимаем в Коломые, ведь трудно сегодня воспроизвести Львов времен войны.

В Ивано-Франковской области нам многие помогают, без этой поддержки не смогли бы ничего снять. Например, начальник УВД Ивано-Франковской области Анатолий Француз помог задействовать в массовых сценах личный состав. Были задействованы и воинские подразделения. Фильм поддержала Ивано-Франковская областная и городская госадминистрации. Вообще, то, что случилось с нашей съемочной группой в этой области, - просто чудо.

- А как вам удалось «заполучить» Григория Гладия?

- Познакомился с ним в Монреале, где он живет, на премьере своего фильма «Голод 33». Потом он приходил на премьеру «Атентата». Когда появился сценарий «Командир армии бессмертных», меня просто поразило сходство Григория Гладия с Романом Шухевичем. Естественно, предложил актеру сниматься. Он ответил: «Хорошо, ты больше никому не предлагай эту роль». Когда в начале октября прошлого года Гладий давал мастер-классы в Киеве, мы сделали кинопробы. Не потому что сомневались в актере, просто надо было начать, попробовать войти в образ. Ну а потом он приезжал на съемки.

- Олесь, поиски средств - главная проблема. Что вы собираетесь делать, где искать деньги, чтобы закончить фильм?

- Иногда ловишь себя на том, что виноват перед группой, - вместо того чтобы готовиться к съемке, занимаюсь поисками денег. Учитывая, что общая ситуация в стране сложная, найти их все труднее. Обращаюсь к разным людям, учреждениям. Хорошо, что наш фильм стоит в плане Министерства культуры и искусств, более того, делается как государственный заказ. Но государственных денег дают только 30 процентов от бюджета фильма. Вообще, государству все равно - есть украинское кино или его нет. Не верю, что нет денег на кино. Если бы наши власть имущие так любили кино, как они сегодня любят футбол, кино было бы и фильмы снимались. Но пусть даже государство не дает, хотя бы оно проявило заботу иным образом: освободило от налогов средства инвесторов, которые готовы вкладывать в кино. Или, как это принято в других странах, списывало налоги тем, кто дает деньги на культуру. А как еще заинтересовать предпринимателей?

- Вы обретаете опыт продюсера?

- Нет другого выхода. Я люблю свою профессию, не хочу думать о том, чтобы менять ее. Потому что не могу забыть реакцию публики на мой фильм «Голод 33» - и у нас, и за рубежом. Этот фильм продолжает вызывать интерес. В прошлом году его показывали во внеконкурсной программе на международном фестивале в Карловых Варах. Вижу, что моя работа имеет не только эмоциональное влияние на зрителя. Вообще, если бы не снимал кино, был бы совсем другим человеком. Многие ситуации в жизни воспринимаю так, будто они из фильма. Изображение таит в себе огромную силу. И очень обидно, что нет возможностей создавать украинское кино…

- Кино ведь разное бывает. Скажите, какое вам ближе?

- Я не люблю фильмы, которые можно не смотреть, а просто слушать. Предпочитаю кино, в котором говорит изображение. Мне близок тот кинематограф, который начинался в Украине, и начинали его Довженко, потом Параджанов, Миколайчук, Ильенко, Осыка. А также люблю, чтобы в историческом фильме присутствовала психология. Ведь когда работаешь с актером, возникают нюансы, которых в сценарии не было.

- Приведете пример из вашей режиссерской практики?

- Когда снимали финальную сцену фильма «Командир армии бессмертных», в которой Шухевич и Галина, его связная, попав в окружение и видя, что гибель неизбежна, прощаются, мы думали, хотя этого в жизни не было, сделать их отношения чуть больше, чем отношения командира и связистки. Высказывалось мнение, что этот романтизм поможет привлечь зрителя. Но когда сцену сняли, стало понятно, что именно такое прощание, двух друзей по оружию, намного интереснее. Мы сумели найти грань, которая раскрывает жертвенность героев.