UA / RU
Поддержать ZN.ua

Оксана Луцишина. «Не червоніючи». Издательство «Факт»

Сборник «малой женской прозы». Как и положено в «литературе для девочек» — ощутимо присутствует быт...

Сборник «малой женской прозы». Как и положено в «литературе для девочек» — ощутимо присутствует быт. Без него, как обязательного действующего лица, ничего не получится. В данном случае «литература для девочек» — не означает, что читать надо только и именно девочкам. Читатель не ограничен половой принадлежностью. Ограничен лишь степенью интереса и отваги. Потому что чуть ли не каждый рассказ помещает его в очень неуютное поле, в котором «быт» (назовем его так) и «девочка» пытаются провести линию между собой — как по школьной парте в первом классе, ког­да и тот и другой постоянно подбивает локоть и линия получается размытая и волнистая, а потом кто-то подходит сзади и отвешивает подзатыльники обоим. Оба героя, по-разному воплощенные в рассказах, хоть один из них обязательно равнодушен, стеноподо­бен, как «в петропавловске-камчатс­ком-полночь», а другой сочится сле­зами, кровью и прочими выделениями, страдают. Вернее, образуют некий котел страдания, в который изо всех сил стараются затянуть читателя. После каждого рассказа хочется попросить тайм-аут. Сначала потому, что болит. Затем потому, что устало болеть. Еще через некоторое время потому, что уже ничего не чувствуешь. А читать подобные рассказы, когда уже не чувствуешь, неинтересно, да и не нужно.

Трудно представить себе подобного типа текст, упакованный в форму романа, хотя сами по себе рассказы в большинстве своем — романы, только изложенные телеграфным стилем. Внутренний опыт становления женщины — от детских лет до старения — в соотнесенности с предназначенным ей внешним «местом женщины» — находится в поле читательского интереса уже более ста лет. Только в наше время тема смещается все дальше из области вызова или манифеста в область симптома. То ли дело в возрастании индивидуализма. То ли в сжимании времени и, значит, более высокой концентрации боли на квадратный метр жилой площади и чего-то там еще, чем можно померить душу.

Следует отметить изыск в оформлении книги, тематически близком к оформлению обложки «Семги» Софии Андрухович. То ли идеи носятся в воздухе, то ли сформирован определенный штамп в дизайнерском решении откровенной женской прозы.

Читать дозированно. Можно рекомендовать в качестве внеклассного чтения «для взрослых девочек». И мальчиков тоже. Надо же как-то начинать разговор...