В Париже завершились Дни украинского кино, организованы Украинской кинофундацией и МКФ «Молодость». На смотре было представлено 16 отечественных картин разных лет. Четыре ленты в программе «Классика украинского кино», шесть полнометражных фильмов программы «Новое украинское кино» и шесть удачных отечественных короткометражек. Гостями фестиваля были Кира Муратова, Евгения Голубенко и Роман Балаян.
Похоже, эти дни в городе-празднике, «который всегда с тобой», стали первым подобным мероприятием во Франции. И большим почином для нашей страны, которая решила прорубить окно на европейский кинорынок.
Еще в начале июня в Украинском культурном центре, неподалеку от Елисейских Полей (кстати, в этом доме когда-то жил Ален Делон), состоялась встреча наших творцов с парижскими СМИ. Организаторы говорят, что зал не мог вместить всех желающих, поэтому многие стояли в проходах.
Но… «Французские журналисты пока не очень-то различают украинский и российский кинематограф. Ведь в отечественном кино была достаточно продолжительная пауза, 16—17 лет ничего не происходило. И так как почти все украинские фильмы русскоязычные, наша диаспора не понимала, в чем разница между российскими и украинскими фильмами», — говорит генеральный директор кинофестиваля «Молодость» Максим Ильяшенко.
На прием по случаю приземления украинского десанта пожаловало более 200 гостей. Среди них Робер Оссейн (в саге про Анжелику сыграл графа де Пейрака), любимец гениального Ларса фон Триера актер Жан-Марк Барр, комик Бернар Фарси («Такси-1, 2, 3»), музыкальный космонавт из Space Дидье Маруани, а также дизайнер, «король кожи» Жан-Клод Житруа.
Программа данного форума, по словам организаторов, была разбита на две части — классическую и современную. Плюс относительно удачные, отмеченные фестивалями короткометражки. Среди полнометражных украинских картин была презентована ранее «полочная» лента Юрия Ильенко «Родник для жаждущих». Этот фильм показали в рамках вечера киевской школы поэтического кино (были еще легендарные «Тени забытых предков» Сергея Параджанова).
Все показы проходили в кинотеатре La Filmotheque, который находится в Латинском квартале Парижа. Считается, что его целенаправленно посещают кинознатоки и молодежь, так как в программе много артхаузных и некассовых проектов.
Фильмом-открытием нашего рандеву в Париже стала прошлогодняя нашумевшая картина Киры Муратовой «Два в одном» с Богданом Ступкой и Ренатой Литвиновой.
— В кинотеатр за билетами выросла очередь, — говорит Максим Ильяшенко. — И кассир даже прекратил на какое-то время продавать билеты. Остальные показы (в день по два фильма) тоже проходили при аншлаге.
Мнение по поводу «Двух в одном» разделились. Некоторые сравнивали творчество Муратовой с киновидениями Буньюэля. А другие недвусмысленно обвинили режиссера, мол, этот фильм «не имеет никакой воспитательной функции». На что режиссер ответила: «Наоборот. Эта самая функция в моей картине и заложена. Ведь здесь описаны реальные истории, только сняты они не совсем обычно…»
В рамках проекта «Классика отечественного кино» демонстрировалась первая полнометражная работа Киры Муратовой «Короткие встречи». А в программе короткометражек — ее же «Кукла».
Роман Балаян представил свою ленту выпуска 2004 года «Ночь светла» и свой же фильм 70-х «Бирюк» по мотивам рассказа И.Тургенева. А вот о новейшем украинском кино французская публика узнала благодаря трагикомедии «У реки» Евы Нейман, любовно-революционной клип-драме «orАNGELove» Алана Бадоева и эротической мелодраме «Сафо» Роберта Кромби. Кстати, последний фильм проходил в программе под рубрикой «Самый коммерчески успешный украинский фильм».
— Могут ли подобные акции (дни украинского кино за рубежом) послужить реальной основой для создания копродукции — то есть производства картин, где с одной стороны выступает Украина, а с другой — достойный зарубежный партнер? — это первый вопрос «ЗН» г-ну Ильяшенко.
— А это та самая профессиональная цель, которую мы преследуем. У нас очень серьезные контракты с французскими дистрибьюторами. Следующий проект «Молодости» как раз и будет посвящен копродукции. И очень скоро мы представим наших непосредственных партнеров.
— Возможно ли сегодня присутствие украинского фильма в серьезном прокате той или иной европейской страны?
— Можно предполагать, а можно говорить о фактах. Например, об украинском фильме «Сафо» узнал определенный круг прокатчиков, причем неизвестно откуда. Ведь мы его нигде не представляли и не демонстрировали. Тем не менее уже получили около пяти тысяч писем от разных дистрибьюторов. Хотя бывает и так: выпускается достойный фильм, но почему-то проходит незамеченным. Бывает, что брендом фильма выступает режиссер, но в случае с «Сафо» этого нет. На показе этой картины в рамках Каннского кинофестиваля было много людей. Значит, многим интересно.
— Вы говорили, что планируется провести подобные Дни украинского кино в России. Надеетесь на интерес?
— Что касается России, то украинские фильмы там не останутся без внимания. Ведь в России очень много украинцев. Это госмужи сегодня любят Украину, а завтра —нет. Это все политические вопросы. А есть много интеллигенции, которая выше политических разборок. Им просто будет интересно пересмотреть «Тени забытых предков», ведь не каждый день эту ленту можно увидеть в кинотеатре. Мы, конечно, покажем те фильмы, которых еще не было в российском прокате. Вот у новой ленты Романа Балаяна «Райские птицы» выход в прокат совпал с премьерой на Московском кинофестивале. Думаю, у этой картины будет действительно громкая премьера и достойный прокат.
— А ваша новообразованная «Кинофундация» каким-то образом помогает молодым кинематографистам — победителям или участникам фестиваля «Молодость»?
— С момента возникновения «Кинофундации» прошло только полгода. Мы были поглощены глобальными проектами в Берлине, Каннах, Париже. Но то, о чем вы спрашиваете, заложено в годовой бюджет нашей организации. Например, недавно фильм Марины Вроды отобрали для участия в Парижском кинофестивале, и мы сейчас оказываем ей поддержку. В ближайшее время разместим на нашем сайте анкету, которую смогут заполнить молодые режиссеры, нуждающиеся в поддержке… И кинофундация будет рассматривать подобные вопросы. Этот механизм должен работать. Главное, что средства на это дело уже выделены.