UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОХОТА НА ДВУЛИКОГО ЯНУСА

- Через двадцать минут начнется эпоха украинского духовного Ренессанса, - сказали мне. Я не поверил...

Автор: Максим Кононенко

- Через двадцать минут начнется эпоха украинского духовного Ренессанса, - сказали мне. Я не поверил.

Слишком прочен бетон интернационализма, в который закатывали нашу страну целых восемьдесят лет. Целый век! За это время любое государство можно было превратить в край непуганых космополитов, тем более искоренить навсегда национальную идею. Что с нами почти и случилось. Посудите сами. В 1991 году - независимость, государственность, суверенитет, в 1996-м - Конституция, верховенство закона, права человека... Свобода?!

Что делать народу со свободой, народу, который никогда ее не имел? Что делать культуре, фундаментом которой всегда было ощущение собственной неполноценности, а стимулом - рабство?!

Выход только один - развиваться, способ только один - эволюция. Эволюция взглядов, самосознания, самооценки как нации, которая может создать великую культуру и через нее возродиться.

Я знаю человека, который не только свято верит в духовный Ренессанс Украины, но творит его, приближает каждой строкой. Для него отсчет уже начался, отправная точка - «Червона рута», 1989 год. Именно тогда он в рекордно короткие сроки написал несколько десятков текстов для

І Всеукраинского музыкального фестиваля. Посвященные уже догадались, непосвященным интересно будет узнать, что речь идет о поэте Александре Смыке.

На сегодняшний день из-под его пера вышло уже семь поэтических сборников. Издавались они в разных городах: Киеве, Житомире, но большинство увидело свет в Ривном, ведь именно этот город стал для Александра родным домом. Последний, седьмой, сборник, вышедший совсем недавно - еще краска не успела высохнуть, - не нарушил этой традиции. Носит он во многом символическое, философское название «Кресты и перекрестки». Следует отдать должное автору - название подобрано метко и полностью отвечает содержанию. Читатель, открывший этот сборник, сможет сам в этом убедиться. Он, словно лик древнего бога Януса, состоит из двух абсолютно разных частей, символизирует две стороны одного и того же «я».

Первая - «Кресты» - это стихотворения-думы, думы о прошедшем и настоящем, тревога за будущее. Созданы они в виде витражей, где каждое стеклышко-стихотворение является окном в другой мир, в другое мироощущение.

В стихотворении «Моє покоління» поэт пытается понять свое предназначение, смысл жизни своего поколения - людей «віка Христа», которых «розпинають совість і діти», людей, которые еще верят в весну, а если не верят, то все равно стремятся к ней, словно мотыльки на пламя. Это реквием по загубленным душам, погребенным под развалинами рухнувшего мира, реквием по сорокалетним - потерянному поколению. Нет, скорее поколению, потерявшему веру, патриотизм, потерявшему себя...

Поэтому

Ми емігранти на своїй землі

З народження душею емігранти

Частково хто а хто і взагалі

В залежності від міри і таланту...

Эти строки из другого стихотворения, но именно они являются той чертой, квинтэссенцией, к пониманию которой подводит «Моє покоління».

Все очевидно. Поэт не может пройти мимо, солгать, сделать иной вывод. Где же первопричина? Почему так? Вопрос, достойный серьезных исследований, анализа, тут без ученых степеней не обойтись... Александр Смык отвечает двумя строками, но какими:

На все ранимість лівого крила

На все кульгавість білої ворони...

Действительно, трудно найти более точный и более понятный ответ. Кризис общества, предотвратить который не в силах никто, кризис духовности, которая, словно шагреневая кожа, тончает и тончает с каждым днем. А для нас первопричина - форс-мажор, ход истории...

Поражает стихотворение «Степанида». Поражает фатализмом, обреченностью, будничностью бытия 30-х годов. Мелкие детали, складываясь в цельную картину, будоражат кровь и заставляют дрожать руки. Крестьянка Степанида молится товарищу Сталину, просит у «отца народов», чтобы ее дочь отпустили из лагеря... Полное ощущение утопии, по своей силе сравнимое с «1984» Оруэла.

В рамках цикла «Кресты» Александр Смык успел побывать под Берестечком и в 33-м году, примерить треуголку Наполеона и наряды Маты Хари, даже смог представить собственные поминки... А если серьезно, то подобные стихи заставляют задуматься над тем, в каком мире мы живем и каким мы его хотим видеть, какими мы хотим видеть себя.

Вторая часть сборника озаглавлена «Перекрестки». Коротко и ясно, однако для полноты картины следовало бы добавить «...любви...»

Вечная, неисчерпаемая для поэта тема, смысл человеческой жизни и вселенского бытия. Каждый пишет о любви и каждый пишет о ней по-своему. Но так, как пишет Александр Смык, - не пишет о ней никто. Совершенно невероятный сплав утонченной эротики, откровений, чувственности, обуревающей мужчину при виде обнаженного женского тела... Потрясающая игра воображения, рождающая подчас уникальные образы.

Як громовиця в дерево розтленне

Я входжу в тебе Ти входиш в мене

І всю Вселенну Богову Вселенну

Впускаю в тебе А ти зірками в мене

І ті зірки печуть мої коліна

Плазує плазма Розпікає душу

В чиїх руках червонотіла глина

Працює майстер Ви його не руште

«Перекрестки» - это учебник, который вводит новый предмет - науку обхождения с Женщиной. Именно так, с большой буквы. Стихи поэта пронизаны бесконечной любовью, трепетной нежностью к этому загадочному созданию. Каждая строфа возносит Женщину на новый пьедестал, к новым небесам: ее появление - «полум'я, що вирвалося з горну», она предстает «одягнена у свіжу наготу... змальована великим Ботічеллі», ее уста - «немов за сонцем соняхи ховаються в безмежжі обріїв...»

Она - богиня: Афродита, Венера, Иштар... У нее тысячи имен, и все они хорошо знакомы автору «Перекрестков». В ее честь поэт неоднократно поднимал «у келихах духм'яний першоцвіт», влюблялся, «метеликом згоряв в тлі принадному і ... доношував пусте розбите серце...» до новой любви, до встречи с новым отражением Женщины.

Такова участь всех мужчин.

Сборник «Перекрестки» - это не любовная лирика, нет. Это эротика в чистом виде, бережно обернутая папиросной бумагой слов. Это поэзия, затрагивающая глубинные истоки мужского естества, дразнящая и возбуждающая свежестью, новизной, своеобразием.

Талант Александра Смыка многогранен, словно алмаз, побывавший у хорошего ювелира. Произведения, составившие этот сборник, раскрывают лишь некоторые из граней, оставляя большую их часть в тени. Но благодаря даже этим крохотным частицам я смело могу сказать:

- Через двадцать минут начнется эпоха украинского духовного Ренессанса! Сезон охоты на двуликого Януса открыт! Доброй охоты! Счастливых Перекрестков!