UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОХ, МОЛОДЕЖЬ

Молодежные культуры или, корректнее говоря, субкультуры (так это явление называют специалисты) - одно из полноценных культурных явлений современных обществ...

Автор: Игорь Ищенко

Молодежные культуры или, корректнее говоря, субкультуры (так это явление называют специалисты) - одно из полноценных культурных явлений современных обществ. Они могут быть одновременно и головной болью для полиции, и источником вдохновения для модельеров, и приоритетным сегментом рынка для транснациональных компаний. В западном обществе принято вести отсчет молодежных субкультур либо от «битников», либо от «модов» и «рокеров». Первые создали целый пласт культуры, собственный миф Дороги. Вторые дошли до нас только по ностальгическим фильмам из Голливуда о 50-х годах. Но и тех и других очень многое не устраивало в доминирующей культуре потребительского общества, и довольно большая часть молодежи не видела возможности реализовать себя в границах общественно одобряемых норм. В итоге одни нашли себя в экспериментах с марихуаной или литературой, в би-бопе (направление в джазе) или рок-н-ролле. Но это была только присказка. Молодежная культура заставила считаться с собой, благодаря поколению бэби-бума (поколению послевоенного демографического взрыва), которое подросло к концу 60-х годов. В США это вылилось в мощное движение хиппи, рок-музыку как полноценное культурное явление, массовый протест против войны во Вьетнаме. В Европе - в серию грандиозных молодежных революций. Именно с поколением бэби-бума не сработал обычный социальный процесс гармоничной передачи ценностей, норм и образцов поведения от родителей к детям. Между поколениями разверзлась пропасть. Уже стоял вопрос не о мелких конфликтах, а о кардинально разных взглядах на мир.

Сегодня в западных обществах молодежная культура довольно разнообразное явление. Существуют доминирующие образцы молодежной культуры, пропагандируемые масс-медиа (массовая молодежная культура). Идеал такой культуры - парень и девушка, обязательно красивые, умеющие хорошо отдыхать, модно одеваться, разбирающиеся в популярных исполнителях, но ни в коем случае не ставящие под сомнение доминирующие ценности. В отличие от молодежной культуры 60-х такая культура создается извне, в первую очередь имиджмейкерами крупных компаний, которые осознают выгоды бизнеса в сфере молодежной моды.

По краям этой массивной глыбы плавают полновесные куски маргинальных субкультур. Они довольно-таки интересны, потому что возникают, как правило, самостоятельно. Специалисты Бирмингемского центра культурных исследований связывают их существование с невключенностью больших групп молодежи в массовую культуру индустриальных обществ. Это субкультуры гетто, бедных районов или кампусов (университетских городков). Очень важная причина появления этих субкультур в том, что их носителей не удовлетворяет массовая молодежная субкультура в силу их расовой принадлежности, материальной необеспеченности или высоких интеллектуальных притязаний. Сегодня выделяют культуры чернокожей молодежи: появившиеся в 80-х «растафари» и немного позже то, что у нас называют «хип-хоп» культура (многие знают музыку «реп»). В США существует специфическая, очень яркая субкультура мексиканской молодежи «чиканос». Существуют субкультуры «панков», «бритоголовых», «автономов», костяк которых составляют выходцы из бедных районов и рабочих кварталов. Недавно появилась культура ночных клубов - «рейв». Западные субкультуры имеют довольно мощные инфраструктуры: систему клубов, специализированных магазинов, своих «фанзинов» (молодежных музыкальных журналов), молодежных кафе, «лейблов» (небольших независимых студий звукозаписи), временами галерей и даже издательств. Большинство субкультур довольно сильно политизировано, как правило, в крайних проявлениях. «Панки» - это анархиствующая молодежь, «бритоголовые» исповедуют расизм и фашизм (хотя, есть и «красные бритоголовые» маоистского толка), субкультуры национальных меньшинств занимают активную антирасистскую позицию, «автономы» или «хаоты» выступают за леворадикальный способ решения социальных проблем.

Ситуация с молодежной культурой в Украине несколько другая. Первой нашумевшей молодежной субкультурой были советские стиляги. Своей громкой славой они обязаны непримиримой борьбе с ними, как с чуждым влиянием Запада, со стороны государственных и окологосударственных органов. Справедливости ради надо заметить, что культура стиляг была довольно немногочисленной и концентрировалась в крупных городах. Несмотря на откровенное западничество стиляг, они были оригинальным явлением именно советской культуры. Следующие субкультуры уже не были столь оригинальны и более или менее успешно старались соответствовать западным аналогам. К началу 70-х до Советского Союза, в том числе и Украины, дошел «хиппизм» и породил очень интересное советское культурное явление, реально просуществовавшее более 15 лет. Хиппи, о которых на Западе к середине

70-х уже никто не вспоминал, в советских морозах основательно законсервировались, так что временами хипповали уже родители и их почти совершеннолетние дети вместе. Советские хиппи - «система». Они не столь многочисленны, как на Западе, но тоже оставили после себя громаднейший пласт культуры. Именно в атмосфере тусовочных кофеен, прокуренных квартир, подпольных рок-концертов и выставок жила полноценная культура, альтернативная советскому официозу. Многие маститые мастера современного авангардного искусства прошли школу хипповского автостопа.

Громадная волна молодежных субкультур пришла с «перестройкой». Тема «неформалов» (так, если помните, назывались молодежные культуры) стала в определенный момент модной среди комсомольской прессы и советских деятелей искусства почти молодежного возраста. Большинство субкультур конца 80-х уже никто не помнит, остались разве что довольно стойкие «панки», которые до сих пор не собираются вымирать, как, например, уже сделали наконец-то хиппи. Надо отметить такое довольно стойкое явление молодежной культуры, как дворовая субкультура. Она несла в себе не такой культурный потенциал, как другие, но, несмотря на это, тоже очень интересна. Носители этих субкультур держали в страхе целые города, как правило, индустриальные центры и спальные районы. Сейчас эта субкультура выродилась в чисто уголовную культуру «бригад» и «понятий».

Во второй половине 90-х ситуация в украинской молодежной культуре весьма интересна. Существует и набирает обороты украинский вариант молодежной массовой культуры. Например, за Александром Пономаревым уже бегают толпы девочек-фанаток. Очень интересна субкультура украиноязычной интеллектуальной молодежи, к сожалению, немногочисленная. Ее представители довольно активны, стараются реализовать себя в искусстве и науке. Эта субкультура концентрируется в Киеве и Западной Украине. Она появилась из-за еще непреодоленной маргинальности украинского языка в обыденной жизни, поэтому украиноязычность и является ее стержнем и причиной относительной сплоченности.

Последние два года крупные украинские города переживают «рейв-экспансию», завезенную из Москвы. Основой этой субкультуры является отдельное направление в современной музыке, которое называют «рейвом». Знатоки выделяют несколько разновидностей «рейва»: «гоа-транс», «джангл», «рейв-хардкор» и т.д. Эта субкультура демонстративно направлена на отдых, на танец, на уход в «другие сферы». Пока в рейверах ходит, как правило, «золотая молодежь», имеющая деньги, так как рейв-вечеринки достаточно дорогой вид отдыха. «Рейв-культура» имеет и свой собственный наркотик - экстази, не всегда, но достаточно часто появляющийся на рейв-дискотеках. Отдельными энтузиастами уже создаются рейв-кино, рейв-литература и рейв-живопись. Эта субкультура имеет неплохие перспективы в Украине из-за того, что является, очевидно, выгодным вложением капитала, пропагандируется сейчас как «супермодная» и «суперновая» и позволяет сравнительно многим молодым людям ярко провести свое свободное время.

В отличие от рейв-культуры, которая способна приносить прибыль уже сейчас, другие маргинальные субкультуры не способны подкрепить свое существование более-менее эффективной инфраструктурой. Попытки создать хорошие рок-клубы до последнего времени были обречены на неудачу, да и сейчас немногочисленные рок-клубы либо недоступны для большинства молодежи, либо не ведут активной деятельности. Субкультуры до сих пор продолжают концентрироваться по редким недорогим кафе, квартирам, подвалам и мастерским. Полуподпольная активность молодежи обуславливает увеличение опийной наркотической субкультуры. Наркотики являются частью многих молодежных субкультур, но эта кардинально отличается от них тем, что потребление опийных наркотиков от «ширки» до героина является стержнем этой субкультуры и главным фактором сплоченности. Эта субкультура очень активно развивается на юге, востоке и в центре Украины и за последний год - в Киеве. В этой субкультуре существует свой «сленг», свои довольно мощные мифы и высокий уровень самосознания. Ее носителями сегодня становятся, как правило, подростки из семей и очень обеспеченных, и бедных. Исследователи связывают ее существование и быстрое распространение с отсутствием перспектив для молодого человека в современном обществе и невозможностью полноценно провести свое свободное время, не затрачивая больших денег. Кроме того, существующая доминирующая культура, в частности реклама как основа этой культуры, выступает мощным стрессогенным фактором, особенно для подростка. Явление, хорошо исследованное в западной социологии и социальной психологии, когда одобряемые массовой культурой ценности и цели очень трудно достигнуть с помощью общественно одобряемых методов.

Устойчиво держится на плаву украинская «реп» или «хип-хоп» культура. Частично «переваренная» украинской массовой молодежной культурой, реп-субкультура в наиболее интересных своих проявлениях остается маргинальной. Активно развивается в последнее время движение «бритоголовых», декларирующее свою нацистскую направленность. Эта субкультура полностью копирует западный аналог - музыку «oi», внешний вид и откровенный культурный дебилизм. Нацистская идеология понимается носителями этой субкультуры на уровне нецензурных высказываний о евреях и чернокожих и малевания свастик. В основе своей направлена на эпатаж. Основу этой субкультуры тоже составляет молодежь спальных районов. Не собирается исчезать и субкультура «панков», главный лозунг которой «No future» («Нет будущего»), очевидно, актуален в наше время для большой части молодежи. Панк-культура - довольно мощное течение в современной культуре Запада, реализованное в фотографии, кинематографе, литературе и даже дизайне, - у нас существует только в сфере музыки и, кажется, не собирается оттуда выходить. Эти субкультуры, как правило, не находят своего отражения в украинских средствах массовой информации, но, несмотря на это, популярны в молодежной среде. Последним «писком» моды в Украине становится субкультура «автономов», появившаяся у нас недавно, но достаточно активная. Ее «адептами» стали часть поклонников альтернативной музыки и украинской анархистской молодежи, которые реализуют себя в искусстве, в первую очередь плаката, граффити и хеппинингов (импровизационных театрализованных представлений). Носители этой культуры имеют тесные контакты со своими единомышленниками в Восточной Европе и Германии. Основой этой культуры является идея создания автономного, постоянно расширяющегося сообщества людей, противостоящего буржуазной культуре, попытка создать безвластные отношения между людьми. Главный лозунг позаимствован у парижского мая 68-го: «Запрещено запрещать». В Украине основу этой субкультуры сегодня составляют студенты. Очевидно, причинами развития этой субкультуры есть неопределенность будущего для молодых людей, получивших высшее образование, и неудовлетворенность интеллектуальным и эстетическим уровнем массовой молодежной культуры, пропагандируемой сегодня масс-медиа.

Неблагоприятный климат для развития полноценных молодежных культур в украинском обществе влияет на их значительную деформацию в сторону криминализации или пассивности. По-видимому, этот процесс будет продолжаться и далее. Но несмотря на это, в ближайшее время можно ожидать появления ярких образцов молодежного искусства, если не в галереях, то хотя бы на стенах домов.