Как Гэри Мур укрощал «Украину»
Король белого блюза Гэри Мур дал потрясающий концерт во Дворце «Украина» (после пожара у Кобзона и долгих уговоров посетить нашу страну). А еще накануне вылета из Лондона, общаясь по телефону с корреспондентом «ЗН», Гэри Мур признался, что совершенно ничего не знает об Украине, кроме того, что здесь есть футбол. Чуть позже, правда, он «реабилитировался», проявив «глубокие познания о нашей стране», о чем и сообщили почти все телеканалы.
«Научить блюзу невозможно»
— Скажите, пожалуйста, а с чем было связано ваше прежнее нежелание приезжать в Украину? У нас есть информация о том, что в течение 10 лет попытки пригласить вас в нашу страну заканчивались ничем.
— Правда? Я об этом ничего не знал!
— Вы являетесь ведущим авторской передачи на британском радио. Круг ваших интересов ограничен музыкой или вы рассказываете о чем-то еще?
— Собственно, я не являюсь профессиональным ведущим радиопередач. Я подготовил цикл из шести передач, посвященных исключительно блюзу — его истории, эволюции, трансформации. В частности, тому, как он изменился под влиянием развития музыкальной техники. Ведь изначально блюз исполняли вообще без всяких музыкальных инструментов, в лучшем случае используя для сопровождения простейшие подручные средства — камни, металлические предметы и так далее. Затем пришел черед акустических музыкальных инструментов. Этот период, наверное, и воспринимается нами как эпоха расцвета блюза. С появлением электроинструментов чистый блюз встретить стало гораздо сложнее. Я, например, и сам играю в основном рок-блюз и другие модификации блюза (примечательно, что свою «энциклопедию блюза» на британской радиостанции Planet Rock Мур иллюстрирует именно при помощи акустической гитары, хотя на сцене предпочитает электроинструмент. — О.П.).
— А украинские музыканты становились героями ваших передач?
— Нет, я, к сожалению, украинских музыкантов не знаю.
— Известно какую роль сыграл в вашем творчестве Питер Грин, которого называют вашим учителем и крестным отцом. А есть ли у вас ученики, последователи?
— Нет. Я вообще считаю, что научить блюзу невозможно. Это приходит с годами, с жизненным опытом. Именно поэтому, как я считаю, подростки играть блюз просто не в состоянии (сам Мур, как известно, «заболел» блюзом в 15-летнем возрасте. — О.П.).
— А что такое для вас блюз вообще? Это просто один из музыкальных стилей или, если можно так выразиться, состояние души?
— Ну что вы, конечно, это не просто музыкальный стиль. Блюз, я считаю, универсален. Он имеет уникальную историю, и невозможно понять блюз, если не знать ее. Если не иметь представления о людях, которые создали это музыкальное направление. О тех, кто играет его сейчас.
— Вы считаетесь одним из очень немногих белых неамериканских исполнителей блюза, которые получили признание на родине блюза, со стороны черных американских блюзменов.
— Мне бы очень хотелось надеяться, что это действительно так.
— Как вам удалось этого добиться?
— Я просто старался искренно и честно играть блюз. Играл с очень многими исполнителями, как белыми, так и черными. И при этом у меня остается впечатление, что белый человек никогда не сможет играть блюз так, как это делает черный блюзмен. Но это не означает, что кто-то играет лучше, а кто-то хуже. Просто каждый играет по-своему!
В Украине оценили хорошую музыку?
Напомню, что неоднократные попытки заманить в Киев (как, впрочем, и в Москву, и в другие города СНГ) культового ирландского гитариста предпринимались в течение многих лет. Успехом эти усилия увенчались только недавно, и нынешний киевский концерт наконец-то появился в графике гастролей на официальном сайте музыканта. Правда, отказ Мура от майских гастролей в Софии и Белграде (по причине болезни) опять заставил волноваться его украинских поклонников. Хотя это волнение не идет ни в какое сравнение с шоком, который они испытали, когда легендарный блюзмен благополучно приземлился в аэропорту Борисполь. Ведь незадолго до концерта Мура во время выступления во Дворце «Украина» Иосифа Кобзона вспыхнул пожар — на сцене загорелись декорации. К счастью, огонь удалось погасить, около трех тысяч зрителей благополучно эвакуировать. Правда, при этом основательно залили водой как сцену, так и зрительный зал.
Мур узнал об этом ЧП буквально за несколько часов до концерта. Причем уже после того, как сотрудники Дворца «Украина» огромными усилиями вернули главную концертную площадку в рабочее состояние.
Настоящий бой с водой и с копотью продолжался всю ночь. Но к началу концерта Мура о пожаре уже ничто не напоминало. Зато неизгладимое впечатление произвела красная ковровая дорожка, расстеленная перед входом во дворец. Предполагая, что предназначена она для легендарного артиста, несколько десятков его поклонников образовали по ее бокам живой коридор. Однако, как объяснили работники «Украины», постелили ее именно для наших зрителей.
Такое уважительное отношение к своей аудитории выделяет Гэри Мура из сонма остальных знаменитых музыкантов не в меньшей степени, чем его уникальная манера игры на гитаре.
Зал на киевском концерте Гэри Мура был переполнен (несмотря на ценовую политику — до 1800 гривен за билет). Публика была достаточно разношерстной — если в партере средний возраст зрителей не дотягивал и до 30, то балкон обживали люди гораздо более почтенного возраста (но при этом менее высокого достатка). Однако и те, и другие полчаса не отпускали со сцены легенду сразу нескольких поколений, выкрикивая названия своих любимых хитов разных лет. И Гэри Мур отвечал киевской публике взаимностью. Основным подтверждением этого Сергей Галузин, президент промоутерской компании Euroshow, считает тот факт, что легендарный ирландец исполнил на бис полную версию своего культового сингла 1979 года Parisienne Walkways, со всеми его фантастическими соло и проигрышами. Что, как утверждает менеджер выдающегося артиста, происходит на его концертах крайне редко. И действительно было очень сложно понять, кто испытывает в зале большее наслаждение — публика, внимающая совершенно фантастическим звукам, или же музыкант, их извлекающий.
А еще — концерт принес рекордные объемы продаж лицензионной версии нового, выпущенного в апреле этого года, альбома Гэри Мура Close as You Get. В поддержку которого, собственно, и был организован нынешний тур музыканта. Стоимость диска в фойе Дворца «Украина» была не такой уж маленькой — 80 гривен. И вполне даже сопоставимой с той, которая указана на официальном сайте Мура — 11 фунтов стерлингов. Но зато совершенно несопоставимой с ценой, «установленной» стихийным рынком на Петровке. Правда, там последний диск неподражаемого ирландца, по словам Галузина, купить уже невозможно — всю завезенную партию раскупили моментально. А в магазинах — еще невозможно: заказы на крупные партии пока не сделаны. А ведь есть еще возможность скачать или заказать этот диск через Интернет — за каких-нибудь два-три доллара. Наивно предполагать, что все, кто купил этот диск на концерте (причем активность в точках его продажи после концерта значительно превышала доконцертные показатели), в неведении относительно всех этих широких возможностей. Иными словами, подобная тенденция показывает, что в Украине умение ценить хорошую музыку и возможность собственным кошельком засвидетельствовать ее ценность постепенно перестают быть альтернативами. А это означает, что в ближайшем будущем нас ждет настоящий звездопад. Просыпаться которому не помешают ни огонь, ни вода, ни медные гроши.