В столице уже опустил занавес традиционный ежегодный Международный фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера». Жанровое разнообразие акции удивляет: академическая и популярная музыка, джаз и фольклор, театр и авторская песня. В этом году впервые в рамках фестиваля проходили открытые экзамены выпускников Киевского музыкального училища имени Глиэра. На летней эстраде выступал и знаменитый Оренбургский хор. О стремлении форума к «универсальности» «ЗН» рассказал его гендиректор Юрий ЗИЛЬБЕРМАН.
Летние музыкальные вечера |
Примерно с 2000 года в программах летнего фестиваля появились так называемые обменные концерты. Ведь главным нашим делом все-таки остается конкурс Владимира Горовица, поэтому трудная задача обеспечить лауреатов конкурса выступлениями, желательно в разных странах, вынуждала искать способы обеспечения таких концертов. Вот и придумали: мы подписываем договор с директором того или иного музыкального конкурса (на первых порах это была только Польша, конкурс Артура Рубинштейна, затем тбилисский, датский, норвежский, итальянский конкурсы) об обмене лауреатами. Затем победители этих конкурсов приглашаются в Киев и выступают с концертом на нашем фестивале, а наши (горовицевские) лауреаты играют там. Так, уже много лет лауреаты конкурса Горовица выступают с концертами в Дании, Норвегии, Италии, Испании, Польши, Грузии, России и других странах. Зато и киевляне смогли насладиться игрой молодых талантливых музыкантов из этих же стран.
— Как вы думаете, станут ли фестивальной традицией открытые экзамены выпускников училища имени Глиэра? То, что вы предприняли в рамках фестиваля уже в этом году?
— Хотелось бы. Ведь даже в уставах учебных заведений написано, что государственный экзамен должен проходить публично. Но сейчас об этом как-то позабыли, и публика на таких экзаменах-концертах появляется очень редко, а если и есть, то сугубо профессиональная: педагоги школ, родители выпускников, вот и все. Наверное, это происходит еще и потому, что у нас очень много выпускников. Например, выслушать 30 пианистов, каждый из которых представляет программу на 40—50 минут, на публичном концерте, естественно, невозможно. Мы вынесли сейчас на летнюю эстраду те экзамены, программа которых, в первую очередь, яркая, эффектная. К примеру, это открытый государственный экзамен на получение квалификации «артист эстрадного ансамбля», «дирижер эстрадного оркестра», «Концертмейстер». Безусловно, открытый экзамен, да еще при таком стечении публики (почти тысяча сидячих мест, порой столько же стоят) — это огромная ответственность. Понятно, что молодые музыканты-выпускники невероятно волнуются. Но зато пройдет много лет, а он или она будут вспоминать этот экзамен-концерт, может быть, как самое торжественное событие их жизни!
Слова Юрия Зильбермана подтверждают еще одну особенность «Киевских летних музыкальных вечеров». Она сопряжена со стремлением популяризировать музыкальную культуру не только в среде «избранных», музыкантов-специалистов, но и среди меломанов. Именно поэтому организаторы особое место в фестивальной программе отводят, к примеру, джазу. Вечера памяти Владимира Симоненко являются заметным событием — как в рамках фестиваля, так и в культурной жизни столицы.
Этот наиболее аншлаговый проект во главе с Алексеем Коганом умудряется сохранить своего слушателя даже во время проливного дождя, который, кстати, на джазовых вечерах случается довольно часто (в этом году, что странно, пронесло).
В этом же стратегическом направлении удачно работает и феномен хита в классической музыке, а также понятие «рейтингового» композитора. К первым можно отнести Второй фортепианный концерт Рахманинова, Первый — Прокофьева, Бетховена или Шопена, что исполнялись и в этом году. С понятием же «композиторской рейтинговости» ассоциируются прежде всего имена тех же Рахманинова и Шопена, Моцарта и Пьяццолы. Показательный факт: люди, интересующиеся накануне программой концерта, спрашивают, не что будут играть, а кого. В случае хорошо знакомой им фамилии того или иного автора они в ответ понимающе тебя благодарят. Но, к примеру, услышав имя талантливого украинского композитора-авангардиста Валентина Бибика (его Первый концерт для фортепиано с оркестром во время одной из фестивальных суббот исполнил Олег Безбородько в сопровождении черниговского симфонического оркестра «Филармония» под руководством Николая Сукача), спрашивают «кто, простите?».
Еще одна характерная сторона стратегии «Киевских летних музыкальных вечеров» — исполнительская. Речь идет не только о качественной планке исполнителей (к примеру, вспоминается блестящее выступление юного французского пианиста Огюстена Вожеле с Первым концертом Бетховена), но, в первую очередь, о «юном» возрасте участников. Например, участникам так называемых концертов Ассоциации академических конкурсов Украины, где выступают лауреаты музыкальных конкурсов — от девяти до 25—27 лет. Впрочем, этим летом почти все солисты фестивальных концертов были не старше. Не случайно в рамках фестиваля уже восемь лет действует «Летняя музыкальная академия», система мастер-классов авторитетных зарубежных и украинских специалистов, частью которой является редкая для многих учащихся возможность игры с оркестром. Так, иногда кажущаяся неуклюжей и неумелой игра ребенка в сопровождении симфонического оркестра (тем более, если это впервые) для него самого превращается в настоящее волнующее событие, праздник, который, может быть, далеко не часто случится в его творческой жизни.