Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок» (который вдохновенно опекает президент форума Ирина Капличная) вернулся из плавания. Известны победители. Гран-при фестиваля и 5000 долларов достались фильму «Мадагаскар: путевой дневник» режиссера Бастьена Дюбуа (Франция). Впервые за много лет на «Кроке» решение жюри совпало с мнением зрителей («Мадагаскар» получил и приз зрительских симпатий). Вполне объяснимое единодушие: молодой режиссер откровенно резко и в то же время поэтично передал свои ощущения от путешествия по экзотической стране…
О Мадагаскаре мы еще вспомним. А пока — о реке Волге, которая течет «издалека долго». Шесть городов встречали теплоход XVII «Крока». Больше всех подивились лозунгу фестиваля — «Крок. Мир детства» — почему-то жители Тольятти. Туда фестиваль причалил незапланированно. Из-за непогоды.
С необычайно крупного для городской пристани судна первыми выскочили дамы с собачками. За ними посыпалась пестрая молодежь, за ней появились не дети… А седовласые президенты фестиваля — Юрий Норштейн и Эдуард Назаров.
Фильмы этих режиссеров «Ежик в тумане» и «Жил-был пес» знают все. А вот в лицо самих режиссеров — не многие. Так что непосвященным трудно было понять причастность всей этой разношерстной начинки теплохода к лозунгу «Мир детства». Зато тем, кто наблюдал обсуждение студенческих и первых самостоятельных работ, стало ясно: не стареют душой аниматоры. Видели бы вы, до чего увлекались мастера, обсуждая чужие сюжеты и их исполнение, на ходу предлагая свои оригинальные версии! Как оживлялись, видя близкую для них в прошлом тему! С какой грустью делились собственными нереализованными задумками. Все без исключения, начиная с добродушного Михаила Тумели, заканчивая не терпящим слов «самовыражение» и «современный» Юрием Норштейном.
А вот самовыражения или неординарности на этот раз у дебютантов было предостаточно. Эти понятия особенно выпукло вырисовались в одной из любимых художниками тем — белой вороны. Один из фильмов назывался «Другая». Эта работа Анны Шепиловой (Россия) — о странной девушке, искавшей свой путь и уединяющейся от всех на крыше, с собственной свадьбы сбежавшей на Луну.
Еще об одном изгое — «Улитки Джозефа» (Софи Розе, Франция). Мальчик сторонится одноклассников, он погружен в себя. Это погружение, прячась в домик, символично изображают улитки, которым Джозеф позволяет ползать по себе. Автор вводит в мирок «табакерки», в котором подобные герою люди, вытянув шеи до вопросительного знака, пытаются рассмотреть что-то внутри себя.
В этом контексте отличается оптимизмом венгерский фильм «Орсоля» Беллы Седеркеньи. В один из дней девушка понимает, что больше не может ходить, как все, и начинает передвигаться вниз головой, то есть на руках. Как следствие — теряет работу. При этом ее взору открываются вещи, которых не видит никто, зачастую просто закатившиеся под мебель предметы. Это видение она решает превратить в заработок. Дает объявления, предлагая хозяевам отыскать потерянное. Однажды под чужим диваном она находит свою судьбу — то ли спрятанного, то ли спрятавшегося от всех парня.
Каждая из этих историй — со своей «изюминкой». Все они были отмечены и зрителями, и мастерами, но им не хватало тонких психологических штришков или попросту мотиваций…
В «Мадагаскаре…» — фильме-победителе — истории как таковой нет. Есть альбом с зарисовками, некоторые из них оживают, причем у каждой своя цветовая гамма и техническое решение. В результате за одиннадцать с половиной минут художник успел показать природу, условия жизни и даже ритуал захоронения. Работа же над этим лаконичным фильмом заняла у него два года, десять месяцев из которых он провел на острове. Создалось впечатление, что 27-летний художник — вполне зрелый и счастливый человек, поскольку ему удалось успешно реализовать все задумки. Судьба «подбросила» ему человека, который рассказал о Мадагаскаре. Создавая сайты и анимируя видеоигры, режиссер Дюбуа откладывал деньги. Поехал, очаровался и создал исключительное произведение. Оценивая «Мадагаскар», даже презирающий компьютерные технологии Юрий Норштейн заявил: «За компьютером должен сидеть творец, умеющий себя ограничить. Рад видеть автора, который знает, о чем делает кино». И таких не по возрасту зрелых работ на семнадцатом фестивале было немало. То ли селекционная комиссия постаралась и отсеяла из 800 предоставленных откровенно слабые, то ли общий уровень дебютантов значительно вырос… Но выбирать лучшее из ста пятидесяти одной ленты непросто…
Среди фильмов, созданных в процессе обучения, поразила выверенностью каждого кадра и неожиданной динамикой картина Марины Мошковой (Россия) «В масштабе». Вроде банальная ситуация: птичка оберегает своего птенца. Но ее действия (по обустройству гнезда) вызывают все большие разрушения вокруг. Черно-белый фильм, выполненный в виде ожившего чертежа, получил диплом с определением «За оригинальный дизайн для оригинальной истории».
В категории «Дипломная работа» удивила ощущением безысходности лента «Закон жизни» молодого режиссера Ришата Гильметдинова (Россия). Индейское племя переходит на новую стоянку. Старый вождь остается один у костра. Пока костер горит, волки ему не страшны. Пока костер горит, он успевает вспомнить моменты, когда был сильнее их. Но вот огонь догорает, и кольцо хищников смыкается вокруг него… Фильм получил диплом «За впечатляющую адаптацию классической истории».
В память об Александре Татарском на «Кроке» учрежден особый приз «Пластилиновая ворона». С неизменной формулировкой «За высший пилотаж». Обычно его присуждают фильму, который вызывает шквал эмоций у самих мастеров. Как правило, это совпадает с мнением зрителей. Под общие аплодисменты «Пластилиновую ворону» и 3000 долларов получили ученики Александра Петрова, лауреата премии «Оскар» — Екатерина Овчинникова, Татьяна Окружнова, Елена Петрова, Алина Ахьева, Наталья Павлычева, Марина Архипова (Россия). Количество режиссеров не сказалось на цельности фильма. Картина сделана в стиле ретро. В ней пролетает время, а фотограф пытается его остановить. «Еще раз» — весело звучат слова фотографа в конце фильма, но, увы, ничто уже не повторяется…