UA / RU
Поддержать ZN.ua

Одесский кинофестиваль, эпизод IV "Магия роддома"

Конкурсная программа ОМКФ-2013 выглядит более цельно. И, соответственно, интригующе. Так что обсуждения явного фаворита фестиваля оставались бессмысленными даже после просмотра доброй половины конкурсных лент.

Автор: Антон Филатов

В середине июля старая Одесса смотрит на иногороднего киномана глазами сытого кота, греющегося на солнце. Брусчатка центральных улиц второй раз за год усыпается белым цветом акаций, на крылечках старых домов мирно посапывают бездомные, полностью удовлетвореные, судя по улыбкам на их опухших лицах, своим существованием. А из распахнутых окон доносятся фортепианные или скрипичные мелодии - кто-то готовится к экзаменам в музыкальной школе.

Именно в это время в середине июля перед центральными кинотеатрами города выстраиваются очереди из участников и гостей Одесского международного кинофестиваля (ОМКФ).

В отличие от остальных украинских кинофорумов, страдающих хроническим хаосом в организации, ОМКФ такие проблемы не свойственны.

Во-первых, ежечасно доводится слышать улыбчивые приветствия ("Приятного просмотра!") буквально от каждого волонтера ОМКФ. Подобного не всегда встречал даже на Каннском кинофестивале.

Во-вторых, за все время феста имели место лишь минимальные изменения в его графике. И если время проведения нескольких пресс-конференций еще варьировалось, то (святая святых) программа кинопоказов претерпела лишь несколько несущественных переносов, о которых заблаговременно предупредили.

В-третьих, от хождений по знойным одесским улочкам многих киноманов избавлял удобный график фестивальной развозки.

Создать столь комфортные условия для просмотра фильмов организаторам удалось, прежде всего, благодаря огромному по украинским меркам бюджету кинофорума. Как и в прошлые два года нынешний бюджет составил около 3 млн евро. Львиная доля этой суммы - вложения партнеров фестиваля. Единственный минус - перед каждым фильмом зрителям приходится смотреть шестиминутную (!) рекламную нарезку, в которой подробно представляются бренды, раскошелившиеся на проведение кинособытия.

Сердцевина ОМКФ - его международная конкурсная программа - уже второй год подряд формируется под загадочным трендом "арт-мейнстрим". Весьма расплывчатая формулировка включает в себя, с одной стороны, не слишком авторские, а с другой - не слишком популярные фильмы. Рядом с легковесной комедией может стоять острый триллер или социальная драма.

Правда, сейчас контраст между конкурсными картинами не настолько разительный, как в прошлом году. Тогда за главные призы боролись (одновременно) экзистенциальная драма Сергея Лозницы "В тумане", панк-комедия Гюстава де Керверна "Большая вечеринка", фантасмагорическая лента Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты" и ряд других не менее контрастных (по качеству в том числе) картин.

Конкурсная программа ОМКФ-2013 выглядит более цельно. И, соответственно, интригующе. Так что обсуждения явного фаворита фестиваля оставались бессмысленными даже после просмотра доброй половины конкурсных лент.

Единственным отечественным фильмом, сражавшимся за главные награды форума, стал "Параджанов" Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна. По сравнению с посредственным "Обычным делом" Валентина Васяновича и задано субкультурным "БессПОРNO" Александра Шапиро, представлявших Украину в международной конкурсной программе ОМКФ в 2012-м и 2011-м соответственно, "Параджанов" выглядит весьма представительно и даже пафосно.

Премьера этой картины отчасти определила дух ОМКФ-2013, который организаторы посвятили творчеству Параджанова. В рамках кинофорума прошла ретроспектива его фильмов, а из Еревана привезли выставку его коллажей. Очереди в литературный музей, где проходила экспозиция, и переполненные залы во время показов даже не этапных фильмов Параджанова, лишний раз доказали способность ОМКФ устанавливать моду на малоизвестные широкой публике явления искусства кино.

Уже и символика этого феста медленно, но уверенно приближается к статусу "бренда". За сумочки и футболки с изображением "Золотого Дюка" (Гран-при) некоторые киноманы согласны были на отчаянные поступки.

Кстати, главная награда фестиваля в этом году также изменилась к лучшему. Избавившись от тяжеловесной хрустальной оболочки, нынче вручается одна лишь позолоченная статуэтка Дюка. Автор этих строк оказался далеко не единственным человеком, кому обновленная версия статуэтки отдаленно напомнила "Оскар".

Существенно улучшился и "Национальный конкурс" фестиваля. Напомню: в прошлом году в этой программе победила телевизионная картина "Чемпионы из подворотни" Ахтема Сейтаблаева.

Программным отборщикам феста на этот раз довелось формировать "Национальный конкурс" уже не просто из фильмов, снятых в Украине, а из отечественных лент, снятых хорошо.

Частенько приходилось слышать случайные отрывки фраз в духе - "…только что смотрел очень любопытный украинский фильм!". А общаясь с российским кинокритиком Кириллом Разбежкиным, узнал, что он приехал в Одессу, прежде всего, чтобы посмотреть именно украинское кино, которое, по его словам, "к счастью, выходит из коматозного состояния".

И все же - ожидаемо - аншлаги собирали, прежде всего, внеконкурсные картины. А долгожданным лентам "Перед полуночью" Ричарда Линклейтера, "Элитное общество" Софии Копполы, "Пена дней" Мишеля Гондри даже удалось "переполнить" зрителями зал фестивального дворца, рассчитанный на 1260 мест.

В первые годы проведения ОМКФ бытовало негласное мнение, что в его конкурс подбираются "объедки со стола престижнейших кинофестивалей". На момент проведения уже четвертого кинофорума это убеждение хоть и заметно пошатнулось, но окончательно не разрушилось.

В длинных очередях на внеконкурсные фильмы встречаются люди с туристическими рюкзаками, в купальниках и с полотенцем подмышкой или даже с собакой на поводке. Приток людей, приехавших в это время в Одессу, прежде всего, чтобы покупаться в море, из года в год растет.

И, наверное, прав был мэр Одессы Алексей Костусев, назвав Одессу (во время своего выступления на церемонии открытия) "Роддомом мирового кинематографа". Таким образом, он намекнул, что именно здесь Иосиф Тимченко продемонстрировал свой аппарат, воспроизводящий движущиеся картинки. Ведь произошло это несколькими годами ранее легендарного кинопоказа братьев Люмьер, считающегося датой рождения мирового кинематографа.

Из-за недостатка на ОМКФ известных во всем мире кумиров кино, ажиотаж фестивальных фанов выплескивается на звезд второй и даже третьей величины. Гоша Куценко, Ирина Апексимова, Эмир Кустурица… Этот скромный ряд известных всем и каждому гостей ОМКФ можно дополнить, в лучшем случае, еще парой-тройкой имен.

Но оказавшись вблизи кинотеатра, ты будто попадаешь под воздействие особой фестивальной магии и смотришь подряд четыре-пять картин. Опомниться успеваешь уже поздним вечером, когда запас физических сил на исходе, и измученное, но удовлетворенное сознание перестает различать, где реальный мир, а где - кино.

…Дописываю этот репортаж под утро, когда за окном уже рассвело: к соседнему магазину подъехал автомобиль со свежим хлебом, в гостиницу, рядом с ним, возвращаются с очередной фестивальной тусовки несколько человек в вечерних платьях, а по другой стороне улицы заспешили двое подростков в красных волонтерских футболках. Начинается последний день кинофеста.