UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОДЕССКАЯ ОДИССЕЯ ХОБАРТА ЕРЛА

В чем кроется загадка - в воздухе или в воде - вопрос спорный. Но факт остается фактом: когда речь идет о музыке, Одесса обладает чем-то особенным, некой тайной...

Автор: Конрад Вилл

В чем кроется загадка - в воздухе или в воде - вопрос спорный. Но факт остается фактом: когда речь идет о музыке, Одесса обладает чем-то особенным, некой тайной. Если верить Исааку Бабелю, только скрипка могла вырвать одесских мальчиков начала века из убогих будней еврейского гетто.

С тех пор город непрерывно поставлял миру выдающихся музыкантов, таких как Яша Хейфиц, Давид Ойстрах и Эмиль Гилельс. Еще один одессит, давно живущий в Америке, Исаак Штерн, говоря о культурном обмене между бывшим СССР и США, пошутил однажды: «Они посылают к нам своих одесских евреев, а мы посылаем к ним своих».

Та самая таинственная музыка, которая витает в одесском воздухе, сразу же покорила сердце Хобарта Ерла, как только он прибыл в этот город у моря во главе австрийского оркестра, совершающего турне по Советскому Союзу в 1990 году. «Музыка в душе и в сердце этого народа. Люди здесь необыкновенно музыкальные», - сказал 36-летний дирижер, получивший образование в Принстонском университете и в Венской музыкальной академии.

Несколько месяцев спустя, приехав в Одессу в качестве приглашенного дирижера, Ерл решил остаться там надолго, вдохновленный идеей создать оркестр мирового класса, оркестр XXI века.

«Симфонические оркестры всюду, а особенно здесь, подобны редким существам: если им и не угрожает вымирание, то они, безусловно, находятся в упадке».

Во времена бывшего СССР оркестр Одесской филармонии находился на довольно высоком музыкальном уровне. Но лишенный возможности гастролировать за рубежом - что было прерогативой столичных коллективов, - он был также лишен международного признания как коллектив высокого мирового класса.

«Первые 55 лет своего существования оркестр вообще не гастролировал. Сейчас мы объездили уже полмира. За последние пять лет Ерл со «своими одесситами» давал концерты в таких крупных музыкальных центрах, как Карнеги-Холл в Нью-Йорке, Барбиканс в Лондоне, музыкальный фестиваль в Персе, в Австралии.

«Есть и более простое объяснение, почему мы так много ездим. Это дает реальные деньги нашим музыкантам», - продолжает Ерл. Когда он прибыл в Одессу, финансовые проблемы оркестра решались в традиционной советской манере: их просто игнорировали». «Бухгалтеры, производя расчеты, пользовались допотопными счетами с костяшками», - с ужасом вспоминает маэстро.

Переняв стратегию, распространенную среди западных оркестров, он инициировал создание сообщества скромных меценатов, так называемых «друзей оркестра», местных и зарубежных, чтобы покрыть финансовые затраты.

Можно добавить, что эти старания увенчались поразительным успехом. Швейцарские друзья Одесского филармонического оркестра гордятся тем, что среди их почетных членов - Иегуди Минухин и бывший премьер-министр страны. Друзья оркестра в США и в других странах помогают с приобретением новых инструментов, ремонтом старых и обеспечением оркестрантов подобающим жильем.

Со времени своего приезда Ерл пережил распад советской империи, смену правительств и нескольких министров культуры. Он стал первым западным дирижером, руководящим ведущим симфоническим оркестром в бывшем СССР. Он также единственный иностранный гражданин, удостоенный звания заслуженный артист Украины. Значительным событием для оркестра стало присвоение ему в 1993 году статуса государственного. По словам Ерла, это беспрецедентный случай. «Мы единственная государственная культурная организация за пределами Киева». Для оркестра это означает большую творческую свободу. Это также дает оркестрантам право, как они шутят, не получать зарплату наравне с остальными украинцами.

Но Ерл не почивает на лаврах. В конце апреля его оркестр отправляется в большое турне, приуроченное к 10-й годовщине чернобыльской трагедии. Эти гастроли включают выступления в Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке, в центре Кеннеди в Вашингтоне, а также концерты в Принстоне и в Торонто.

Оправдав свою репутацию новатора, Ерл везет с собой в Киев сложнейшую программу, которая будет представлена слушателям в начале марта. Половина одного из концертов посвящена современным украинским композиторам. Вторая половина включает впервые исполняемые в Украине «Четыре последние песни для сопрано с оркестром» Рихарда Штрауса и оркестровую музыку к «Тилю Уленшпигелю». «Даже профессионалы не знакомы с этим циклом песен», - добавляет маэстро. Второй из двух концертов представит любителям музыки еще два редко исполняемых произведения: Арнольда Шанберга «Просветленная ночь» и Густава Холста «Планеты».