В частные руки может перейти едва отметившая столетие Одесская киностудия.
Как утверждает член наблюдательного совета киностудии и представитель частных совладельцев Александр Ткаченко, уже разработан комплекс мер по модернизации предприятия.
До недавнего времени 50% + одна акция киностудии принадлежали государству, 50% без одной акции - ООО "Новая киностудия", которую связывают с предпринимателем Игорем Коломойским. 3 октября Верховная Рада Украины приняла закон, снимающий запрет на приватизацию 50% акций, остающихся в собственности государства.
За данный законопроект проголосовали 253 депутата, в том числе Горенюк, Дмитрук, Диденко, Колебошин, Костин, Леонов, Ткаченко, Шинкаренко и Чернявский из "Слуги народа". Остальные одесские нардепы законопроект не поддержали: воздержался, к примеру, "слуга народа" Олег Колев, не голосовали Николай Скорик из "Оппозиционного блока" и Анатолий Урбанский из группы "За будущее", а Алексей Гончаренко из "Европейской солидарности" Порошенко голосовал против.
5 октября общественная организация "Гильдия кинематографистов Одессы" направила президенту Украины Владимиру Зеленскому протест против отмены моратория на приватизацию Одесской киностудии. А 15 октября режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Леонид Павловский объявил голодовку, протестуя против планов власти.
Конечно, голодовка - не метод, но режиссер уже исчерпал профессиональные способы протеста. В 2004 году он снял фильм "Эффект присутствия", где артисты в кадре печалились о невозможности сниматься в своем кино, на своей киностудии. Блестящим фильм не назовет даже самый благожелательный критик. И, откровенно говоря, при всем уважении к голодающему автору, не хотелось бы, чтобы государство впредь тратилось на подобные проекты. Брат-близнец Леонида Ильича, кинорежиссер Александр Павловский (увы, ныне покойный) в свое время круто разрешил творческую проблему, уехав в Москву и там создав ряд смотрибельных комедий для взрослых и детей.
Стоит ли так уж перечеркивать сегодняшнюю деятельность киностудии? Не следует ли кинематографистам быть более лояльными по отношению к предприятию?
Как неоднократно и публично заверяли Александр Ткаченко и директор учреждения Андрей Осипов, происходит поиск новых уникальных технологических решений, есть планы реконструкции павильонов, ведутся переговоры с американской компанией об обеспечении киностудии современными технологиями озвучивания и подавления шумов, что даст возможность загружать киностудию заказами круглый год. Оказывая качественную материально-техническую поддержку продюсерским компаниям, киностудия могла бы существовать вполне успешно.
Но есть нюанс: устаревшее оборудование, непригодные для использования костюмы из хранилищ, не сочетающиеся с современными технологическими процессами павильоны (правда, их ведь обещают реконструировать), а в залах для проведения кастингов, работы съемочных групп, в зимнее время безумно холодно.
По словам Ткаченко, руководство ведет переговоры с рядом инвесторов, готовых вложить серьезные деньги в возрождение легендарного предприятия, но только после приватизации. А одесские кинематографисты страшатся и возможной продажи земли - ну кто и кому помешает продать землю под зданиями и павильонами? Что будет тогда? Напомним, земля, где стоит киностудия, вовсе ей не принадлежит, находится в муниципальной собственности города, который и получит возможность ею торговать. А если возможность совпадет с желанием?..
Тот же Леонид Павловский недоумевает: так ли уж необходимо приватизировать Одесскую киностудию, если, скажем, Мосфильм остается в собственности государства и нормально при этом работает? Сегодня для руководства бизнес-сотрудничество с российскими партнерами неактуально, у них есть желание работать на европейский рынок.
А вот захотят ли европейцы смотреть фильм режиссера Константина Коновалова "Память солнца", о задунайском казаке Андрее, спасающем отца своей возлюбленной? Или планирующийся полнометражный фильм Виллена Новака об оккупации Мариуполя "Теперь я турок, не казак", на который государство обещает выделить 37 миллионов гривен? Есть в планах фильм об Александре Довженко "Режиссер" (авторы сценария - Константин Коновалов и Сергей Трымбач, режиссер - Константин Коновалов), сериал "Анатра Анасаль" Баты Недича (сценарий опять-таки Константина Коновалова) и украино-болгарская лента "Край реки" Васила Баркова. Поживем - увидим.
Что касается переоборудования, то, по словам Андрея Осипова, американская компания Golden Gate готова поучаствовать в процессе запуска постпродакшена полного цикла в части административного здания киностудии, где также может быть построен монтажный цех и цветокорр, современный звукоцех и дата-центр. Что совсем не исключает создания на территории предприятия полноценного музея кино в виде сохраненного особняка Сан-Донато и нескольких старинных павильонов для истории. По этому пункту у руководства киностудии разногласий с местным отделением Союза кинематографистов нет. Но, похоже, только по одному этому пункту.
* * *
Вот говорят: столетие киностудии. Да какое там столетие?! Первый отечественный фильм был снят здесь еще в 1907 году. На самом деле одесское кино отсчитывает свою историю с частного киноателье "Мирограф" на Французском бульваре, 16- предприятия фотографа Мирона Гроссмана.
В 1914 году появилось фотоателье "Мизрах", в съемках задействовали актеров Еврейского театра. В 1918 году харьковчанин Дмитрий Харитонов построил павильон со стеклянной крышей на Французском бульваре, 33 для съемок фильмов с участием Веры Холодной. А в апреле 1919 года в Одессу вошла Красная армия, и военные операторы сняли ленту "Взятие Одессы". Произошла национализация всех частных киноателье, откуда и возникла дата столетия.
Пока размежевывались с российскими партнерами и открещивались от советского прошлого, как-то так произошло, что авторские права на снятые в Одессе во времена СССР фильмы "Весна на Заречной улице", "Приходите завтра", "Чародеи" и другие популярные фильмы, регулярно демонстрирующиеся телеканалами стран бывшего Союза, оказались приватизированы одним из бывших директоров киностудии, а могли бы приносить доход предприятию…
…Но хватит о грустном. В эти дни в легендарной парижской Синематеке (крупнейшем в мире архиве фильмов) проходит ретроспектива фильмов народной артистки Украины одесситки Киры Муратовой. Французы посмотрят 16 фильмов, ретроспектива, организованная украинским институтом и Довженко-Центром, будет проходить до 20 октября. После окончания ретроспективы в Украину вернется снятый Кирой Муратовой в 1992 году фильм "Чувствительный милиционер", который хранится в Синематеке.
Так что Европа все же замечает одесскую кинопродукцию, правда, не любую. И если уж говорить о круглых датах, в 2019 году стоит напомнить о тридцатилетии "Дежа вю" Юлиуша Махульского и "Астенического синдрома" той же Киры Георгиевны, сорокалетии "Места встречи изменить нельзя" Станислава Говорухина, шестидесятилетии "Жажды" Евгения Ташкова и "Зеленого фургона" Генриха Габая.
Снимут ли в Одессе в двадцать первом веке фильмы столь же популярные и достойные? Хотелось бы надеяться. Пока этого не произошло.