UA / RU
Поддержать ZN.ua

Очередь за украденным счастьем

Ходить на выставки искусства в Киеве - модно. Одной из самых оживленных улочек столицы в последнее время стала улица Терещенковская, бывшая Репина.

Автор: Анна Пароваткина

Ходить на выставки искусства в Киеве - модно. Одной из самых оживленных улочек столицы в последнее время стала улица Терещенковская, бывшая Репина. Еще недавно, в мае, она змеилась очередью в Русский музей: киевляне и "гости столицы" массово ринулись смотреть выставку "Сады Серебряного века" к 160-летию Михаила Врубеля. Но то, что происходило на Терещенковской в последние недели, иначе, как "беспрецендентным" событием, не назовешь. На выставку "Спасенные сокровища Италии. 17 картин из музея Кастельвеккио в Вероне" в Национальный музей искусств им. Бог­дана и Варвары Ханенко с 13 по 22 июня 2016 г. стояли такие очереди, что это уже больше походило на штурм.

На время "экстраординарной" выставки работу самого музея продлили до 20.00 и вообще отменили выходные. Но все равно желающие полюбоваться 17 картинами, украденными в ноябре 2015 г. из Вероны и найденными украинскими пограничниками в Одесской области, на границе с Молдовой, выстаивали как минимум по полтора часа в очереди. В первый же день, после официального открытия экспозиции лично президентом Петром Порошенко, через зрительный зал прошла без малого тысяча человек. В последующие дни, несмотря на дикую жару, людей было намного больше.

Facebook/The Bohdan and Varvara Khanenko Museum of Arts

Впрочем, зря пишу о "беспрецендентности" ажиотажа. Подоб­ный, и даже еще больший, по крайней мере однажды, в Киеве уже был. В 1973-м, когда в столицу тогда еще УССР (наряду с Москвой и тогдашним Ленин­градом) привозили выставку "сокровищ Тутанхамона". Тоже, кстати говоря, спасенных - но археологами, включая лорда Картера. Принципиальное отличие веронских "сокровищ" от египетских в том, что фараонских древностей в Киеве, и правда, вообще нет. А вот полотна, по уровню сравнимые с теми, которыми по праву гордится город Ромео и Джульетты, все время преспокойно присутствуют в пос­тоянной экспозиции самого киевского музея Ханенко. Осо­бых толп, увы, они не собирают. Воспользо­вавшись случаем, "ханенковцы" разместили "17 картин" (а это, в частности, знаменитая "Мадонна с перепелкой" Пизанелло, "Покаяние Св. Иеро­нима" Якопо Беллини, "визитка" Вероны "Портрет мальчика с детским рисунком" Джованни Фран­ческо Карото, два пейзажа Ханса де Йоде, сразу несколько работ гениального Якопо Робус­ти - Тинторетто, включая "Ма­донну-кормилицу", и др.) в залах западноевропейской экспозиции. И не забыли напоминать: рядом с тем же "Покаянием Св. Иеро­нима" Беллини в музее представлены полотна "обоих сыновей художника - "Портрет патриция" Джентиле Беллини и "Мадонна с младенцем" знаменитого Джо­ванни Беллини из коллекции Ханенко". На ажиотаж это, правда, никак не повлияло. Боль­шинство посетителей, почти как туристы со всего мира к Джоконде в Лувре, все равно прикипали к знаменитому "Порт­рету дамы с цветами смолевки" Рубенса. Результатом этого полуторачасового "стояния к Даме" зачастую становились наивно-восторженные отзывы вроде: "Картина просто завораживает. Уже несколько лет искала портрет, который бы настолько потряс, чтобы взяться его вышить, и вот, наконец, кажется, нашла!".

Facebook/The Bohdan and Varvara Khanenko Museum of Arts

Если говорить без иронии, прежде, чем отправиться на президентском "борту номер один" обратно в Италию, в руки реставраторов, "Возвращенные сокровища Италии" наочно продемонстрировали нам самим несколько очень простых и в то же время печальных истин - о нас самих же. (Увы, похитители заметно повредили работы, включая именно Рубенса и "Мальчика с детским рисунком", по-вар­варски вырезая и выламывая их из рам. Чтобы избежать дальнейшего урона, в музее Ханенко их экспонировали в специальных вит­ринах-"мольбертах", в нак­лонном положении. Часть "мольбертов" ханенковцам по дружбе предоставил сосед - Русский музей). Например, это - вывод о степени подверженности влиянию СМИ большой части населения. Ажиотаж ведь и возник, главным образом, благодаря репортажам по ТВ. Один из центральных каналов при этом ухитрился рассказать, что вход на выставку - "бесплатный". И в Вероне, по решению тамошней мэрии, до конца года - для всех украинцев во все музеи. И в Киеве. И поэтому, отстояв гигантскую очередь в Ха­ненко, некоторые посетители вынуждены были разворачиваться и уходить несолоно хлебавши. Так что следующая "истина" - о том, что у современных "простых украинцев" нет денег, даже чтобы сходить в музеи… (А вы, кстати, в этом до сих пор сом­невались?..) Убедив­шись, что в Вероне и в самом деле моментально освободили от платы за входные "музейные" билеты всех граждан Украины, наши туристы, напротив, очень обрадовались. И в Фейсбуке стали обсуждать отечественные "влас­ти". Которые выставку "веронских" шедевров, наоборот, сделали "коммерческой" - но спасибо, что вообще провели…

Однако главный, совсем уж печальный итог из размышлений, волей-неволей крутящихся в голове, пока полтора часа строишь "у парадного музейного подъезда", таков: "А насколько же, думаешь, редки в Украине, даже в Киеве, международные выставки живописи мирового уровня, что ради счастья хоть раз в жизни "живьем" увидеть оригинал Рубенса, люди готовы ночевать под открытым небом?".

Facebook/The Bohdan and Varvara Khanenko Museum of Arts

Когда сегодня видишь музейную афишу даже той же, недружественной нам, живущей под "гнетом санкций", Москвы, хочется просто заплакать. Пря­мо сейчас там, к примеру, открывается ретроспектива Ра­фаэля. А до этого… Впрочем, не будем о столице России. Тем более, что на поездку даже туда, не то что в Верону, у большинства посетителей киевских музеев денег все равно нет. (Да и с какой стати?..) Раз даже в 2016-м мы в Киеве с ностальгией вспоминаем о выставке "сокровищ фараона" начала 1970-х, - дело, наверное, все-таки не в войне. Из-за которой в Ук­раину просто невозможно привезти более-менее стоящие произведения искусства. Очевидно, что совсем плохо дело с самой поддержкой музеев культурного обмена со стороны государства. И от "перемены мест слагаемых" - переназваний Мин­культа, круговерти чиновников в результате появления новых "подразделений" и т.п. - явно, ситуация особо не меняется.

О переменах к лучшему можно будет говорить только тогда, когда в Киеве, наконец, откроется первая полноценная, т.е. масштабная и специально подготовленная выставка произведений из коллекции веронского музея Кастельвеккио. Это - для начала. Ну, а пока правы, конечно, те, кто торопился отстоять хоть полутора-, хоть десятичасовую очередь, чтобы увидеть 17 "не местных" шедевров мировой живописи в киевских интерьерах.