UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОЧАРОВАННОСТЬ СТИЛЕМ МОДЕРН

Мазок... и из-под кисти по белому холсту потекла тонкая струйка краски. Рука художника быстро и точно лепит цветоносную форму из голубых и лиловых кристаллов...

Автор: Ольга Петрова

Мазок... и из-под кисти по белому холсту потекла тонкая струйка краски. Рука художника быстро и точно лепит цветоносную форму из голубых и лиловых кристаллов.

Сеть штрихов, черточек и точек заставляет холст мерцать и переливаться. Художник пишет сирень, пишет Май, он ведет, по выражению М.Врубеля, «любовную беседу с натурой».

В Киев пришла новая весна - время чарующих выставок. «Страницы украинского сецессиона. История и современность» - одна из них.

Прошлым летом «Зеркало недели» анонсировало грандиозный проект «Искусство Украины ХХ столетия». По замыслу авторов идеи - Виктора Хаматова, Тамары Ли, Алексея Титаренко и других искусствоведов Киева приближение XXI века целесообразно встретить двенадцатью выставками - своеобразным отчетом о путях развития украинского искусства в пространстве уходящего столетия.

Выставки, которые пройдут в самых престижных залах Киева в течение 1998-1999 годов, воспроизведут, пусть в самых общих чертах, непростую, полную побед и разочарований, творческой эйфории и драм историю искусства в Украине от стиля модерн конца XIX века до сегодняшнего «полистилизма».

Позади остались месяцы черновой, изнурительной работы искусствоведов по созданию каталога, подбору экспонатов. Труд кураторов проектов всего технического персонала «Ассоциации арт-галерей Украины», руководимой В.Хаматовым, не назовешь иначе, как подвижнической. Менее чем за год в музейных запасниках и национальных художественных фондах пересмотрены тысячи произведений живописи, графика, скульптура. По существу, сделана ревизия наследия, созданного за столетие. Благодаря современному и щедрому спонсированию издан роскошный каталог. В нем - 350 страниц репродукций с работ 450 художников, живущих в Украине. Также представлено творчество украинской диаспоры, эмигрантов последней волны.

В залах Национального художественного музея проект из мечты превращается в реальность экспозиций. Грандиозный парад искусства, следуя хронологии, начинает выставка «Страницы украинского сецессиона. История и современность». Автором идеи не случайно видим Ирину Горбачову. Очарованная стилем модерн, она два года тому назад подняла из запасников, фактически вернула из небытия, имя и творчество Всеволода Максимовича (1894-1914) - живописца, эстета, молодого самоубийцы. В то же время по инициативе И.Горбачовой была проведена научная конференция, впервые посвященная изучению украинского модерна.

Сецессион - дитя европейской культуры рубежа XIX-XX веков, так называемой «эпохи предбурья» - кануна революций и жестоких войн ХХ столетия. Стиль был создан художественной интеллигенцией, эстетами, мыслителями, предчувствовавшими трагизм будущего. В изысканной пластике модерна воплотились тревога и атмосфера обреченности. Красота зависала над бездной. Духовное беспокойство пронизывает все творчество М.Врубеля, В.Максимовича, К.Сомова, Э.Мунка, О.Родена, Г.Климта и еще многих. Александр Блок, провожая в 1910 г. М.Врубеля в последний путь, читал стихи. В них настроения создателей модерна переданы наиболее выразительно:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим

И об игре трагических страстей

Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельный пожар.

В Украине искусство сецессиона получило талантливую интерпретацию в артистичных работах А.Мурашко, братьев Ф. и В.Кричевских, П.Холодного, В.Максимовича, М.Жука, А.Маневича, Г.Нарбута, А.Богомазова, О. Новакивского, И.Труша и многих их современников. С ними ожидает зрителей встреча в музее.

За скупым перечнем имен - яркие биографии, неординарные судьбы, учеба на родине и в Париже, Мюнхене, Вене, Варшаве. Экспозиция делает очевидной историческую «европейскость» украинского искусства. Вместе с тем, выставка напоминает об утратах во времена насильственной изоляции тоталитарной страны (30-70-е годы) от Европы. Вплоть до 60-х годов М.Врубеля именовали не иначе как «упадническим художником» и не рекомендовали к изучению. Имена В.Кричевского, В.Максимовича, М.Жука, А.Маневича, А.Богомазова были изъяты из истории искусства, и казалось, навсегда. Советская империя диктовала свои нормы в культуре, требовала от художников бодрого, оптимистического искусства, зовущего к свершениям и битвам. В стране Сталина, где «так вольно дышал человек», все, что не было соцреализмом, вызывало осуждение властей. Однако и в то мрачное время стиль модерн продолжал бытие в архитектуре Киева, Харькова, Одессы, Черновцов. Мы жили в этих домах, сецессион во многом формировал наш вкус. «Дом с химерами» С.Городецкого очаровал не одно поколение киевлян. До слова, сказанного в бетоне архитекторами сецессиона, риторике трудно дотянуться. Знакомство с Музеем украинского искусства для нас также начиналось встречей с модерном - со львами, или, пользуясь словами Б.Пастернака, «львиным рынком мнимого бессмертия».

Стиль модерн пророс из XIX в ХХ век городами, вещами, новым дизайном и,.. конечно, - живописью. У В.Максимовича это манящая атмосфера грез - почти что галлюцинации, полузабытья-полусна. В каждой работе модерна чувствуем выскальзывание за пределы банальности, в духовные, высшие измерения. Трудно поддающиеся определению особенности стиля волновали и пробуждали душу многих. Так модерн, оставаясь элитарным, сделался подлинно народным стилем. Уже одно это обеспечивает успех экспозиции. Проект И.Горбачовой фактически констатирует запоздалую реабилитацию модерна в Украине, более того, показывает его влияние на художников 60-90-х годов. Потому, по замыслу И.Горбачовой, во второй части экспозиции представлены работы наших современников, очарованных сецессионом.

В первую очередь это полотна могучего Виктора Зарецкого - откровенного и принципиального стилизатора. В одной из последних бесед художник сказал: «У меня устойчивый вкус к искусству салона. «Сладкое искусство» меня никогда не шокировало. Поэтому я искренне и радостно стилизую под народные образцы, а позже - под сецессион. Не вижу ничего предосудительного в эклектике - это я называю богатством и совокупным наследием. Для меня в творчестве главное - напор эмоций, страсть, и совершенно безразлично каким стилем их выразить. Сейчас я увлекаюсь скифией и модерном, вплетая в схему сецессиона украинскую орнаментику».

Глубоко, ностальгически надрывно чувствует и вживается в стиль живописец из Ялты Николай Муравский. Он настолько поглощен стилем, что полностью в нем растворился. Его «Инжир» кажется написанным не сегодня - в 1900-е годы. Тогда модным было смотреться в завораживающие зеркала минувших столетий. Сине-зеленый сад Н.Муравского полыхает холодным огнем. Мириадами светло-зеленых брызг рассыпаются отблески месяца по упругой листве. Обнаженный юноша уходит в глубь живописного пространства. Колорит создан аккордами темно-зеленого цвета. Тихо струится жемчужный ручей. Мгновение - вечность остановлена чарами искусства, самим актом творчества. Стилистика и философия сецессиона дословно воспроизведены в этом «ретрополотне». Что это? Любовь? Или игра в любовь, или любовь - игра? Вероятно, все вместе взятое.

В стилизованных под полустертые, полуразрушенные полотнах Виктора Сидоренко та же игра эстета, живущего сейчас, но заглядывающего порой за ширмы столетия. Упоенные игры со стилистикой модерна, подкрепленные крепкими композициями и артистической изобретательностью, видим в эмалях и левкасах Ивана Кириченко, в офортах Оксаны Стратийчук.

Один из крупнейших искусствоведов ХХ столетия Акилле Бонито Олива, автор понятия «трансавангард», заметил, что когда эпоха устает от самое себя, она начинает «играть» с художественными стилями былых времен. Когда невозможно создание новых ценностей, начинается цитирование. В заигрываниях современных художников с сецессией оживает новый маньеризм. Эту игру особенно изысканно ведет Александр Дубовик. Его нефигуративные композиции, в которых беспредметность соединилась с отдельными деталями, намекающими на рафинированность модерна, увлекают зрителя в следующий зал музея - здесь представлен второй проект «Классический авангард Украины».

В истории взаимоотношений стиля сецессион с авангардом 10-20-х годов - путь отталкивания. Известно отрицание авангардистами всего предыдущего искусства. В композициях поставангардиста А.Дубовика возвратное движение. Это сближение, духовная перекличка абстракционизма с модерном. Это капризный «трансавангард» с его умением слушать эхо истории.