UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОЧАРОВАНИЕ ФЛЕЙТЫ

Фото Леонида ДЕНЕНБУРГА Из всех инструментов, входящих в состав симфонического оркестра, наибольшей популярностью у слушателей пользуются скрипка и флейта...

Автор: Сергей Пирогов

Фото Леонида ДЕНЕНБУРГА

Из всех инструментов, входящих в состав симфонического оркестра, наибольшей популярностью у слушателей пользуются скрипка и флейта. Вероятно, потому, что тембры их звучания максимально приближаются к тембру человеческого голоса, задевают самые тонкие струны души. Есть нечто неуловимое, не поддающееся словесному определению в красоте звучащей флейты. Не случайно в эпоху Возрождения она стала излюбленным инструментом знати и коронованных особ Западной Европы. В одном из музеев Дрездена до сих пор хранятся флейты, на которых играли немецкие монархи. Многие короли специально обучались игре на флейте и часто демонстрировали свое искусство, что давало повод придворным лишний раз произносить комплименты в адрес своих властителей.

В наше время, к счастью, не утрачено искусство игры на флейте, а в ряде стран, например во Франции, она пользуется особой любовью массового слушателя. К числу одаренных украинских музыкантов, которые играют на этом инструменте, принадлежит и солист Дома органной и камерной музыки, студент V курса Национальной академии музыки им. П.Чайковского, лауреат международных конкурсов Олег Вишневский.

Концерты с его участием неизменно привлекают внимание профессионалов и любителей академической музыки. Молодой музыкант с первых минут игры покоряет не только великолепной техникой, поразительным чувством стиля и вкуса, филигранной отделкой всех тончайших нюансов, но и вдохновенной манерой исполнения, эмоциональностью и духовной наполненностью в сочетании с подлинным артистизмом и элегантностью своего внешнего облика.

Умение флейтиста полностью погружаться в атмосферу исполняемого произведения, его творческая самоотдача и высокая культура игры постоянно вызывают восхищение слушателей.

«С первых лет жизни я рос в атмосфере музыки и был так воспитан, что непременно стану музыкантом, - рассказывает Олег Вишневский, - другой мечты у меня не было, и я не представляю себя в ином амплуа. Моя мама в свое время закончила Киевскую консерваторию, а отец - любитель музыки».

В 1991 году Олег Вишневский поступил в Киевскую консерваторию, которую вскоре завершает по классу профессора Владимира Сергеевича Антонова. В 1993 году молодой музыкант стал лауреатом Международного конкурса «Золотая осень» в Хмельницком, но самые большие победы ожидали в 1995 году, когда он стал лауреатом международного конкурса «Музик Д'ансамбль» в Рюэй-Мармезон (Франция), выступив в дуэте с Ириной Козиной, а также конкурса имени Пьера Лантье в Париже, где ему был присужден Гран-при. В этом конкурсе Олег Вишневский выступал вместе с Ириной Козиной (фортепиано) и Юрием Омельчуком (фагот), которые также были удостоены высшей награды.

Уже в 1992 году, с девятнадцати лет, Олег начал работать солистом Национальной филармонии в Киеве, а с 1993 года - солистом Дома органной и камерной музыки Украины. С 1995 года успешно выступает в составе трио им.Бортнянского вместе с Натальей Свириденко (клавесин) и Надеждой Петренко (сопрано), а в ноябре прошлого года удачно дебютировал как участник инструментального трио «Киевская Русь» вместе с Сергеем Ивановым (фортепиано) и Андреем Тищенко (виолончель).

«Для меня флейта - это инструмент, связанный с выражением речи, голоса. Это не только оркестровый, но сольный инструмент, один из самых виртуозных, и даже по диапазону он почти равен скрипке, недаром на флейте можно играть все скрипичные произведения», - считает Олег Вишневский.

- Кто оказал на вас наибольшее влияние как на музыканта?

- Разумеется, профессор В.С.Антонов - прекрасный человек и преподаватель, я счастлив, что занимаюсь у него в классе. Он дает много знаний и не ломает индивидуальность ученика, а помогает сохранить свой творческий облик, к тому же он - прекрасный музыкант.

Большой импульс для моего творческого развития оказала также преподаватель по камерному ансамблю Л.Е.Цвирко.

- Ваш идеал музыканта?

- Ростропович, Гэлуэй, Рихтер, Гилельс, Горовиц, Хейфиц. То есть человек, который в течение жизни работает над собой, стремится к новым вершинам, все больше обогащая слушателей новыми чувствами и переживаниями, и никогда не бывает до конца рад достигнутому.

- Ваши любимые композиторы?

- Конечно, я люблю романтику, но мне нравятся все течения в музыке и привлекают все жанры, вплоть до современной музыки. Нет плохих жанров, а есть слабые композиторы, неудачные произведения или бездарные исполнители. Какую музыку я играю во время концертов, такую и люблю.

- Есть ли у вас хобби?

- Все мое время посвящено музыке, и если есть хобби, то оно неизбежно связано с музыкой, а не с чем-то другим. Впрочем, интересуюсь голландской живописью XVI-XVII веков, а также современной, в частности, нравятся картины, выставляемые в киевской галерее «Бост-арт». Иногда и сам рисую, но об этом не люблю говорить.

- Творческие планы на будущее...

- Они связаны с работой в составе обоих трио, с подготовкой к новым записям на радио, а также с композицией произведений. Отдаю предпочтение работе музыканта-солиста, игра в оркестре меня не привлекает, его рамки для меня слишком тесные. Не люблю подчиняться кому-то и желаю быть хозяином своих чувств, эмоций и мыслей во время выступления перед слушателями. Работа в Доме органной и камерной музыки дает мне возможность наиболее полно выразить себя как музыканта. Я свободен в выборе репертуара и стилей исполнения, а диалог с публикой в этом зале всегда на высоком уровне. Этот концертный зал для меня - рай моих собственных мыслей и чувств, личного творческого самовыражения.