UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обыкновенное чудо по-буковински

Когда речь заходит о популяризации украинской песни, мы сразу вспоминаем о рокерах, бандуристах и Руслане...

Автор: Алина Бажал
Наталья Шкурко и Петр

Когда речь заходит о популяризации украинской песни, мы сразу вспоминаем о рокерах, бандуристах и Руслане. Если об эстраде — скромно опускаем глаза и мямлим нечто вроде «Еще не тот уровень… Не те исполнители, не те песни…» А ведь есть они, ТЕ песни. Это песни Владимира Ивасюка. «Червона рута», «У долі своя весна», «Відлуння твоїх кроків», «Водограй», «Вернись зі спогадів», «Тільки раз цвіте любов» и много других. Красивые, задушевные, сложные, одновременно популярные и непопсовые, подлинно украинские… Они стали не только визитной карточкой нашей страны, но и свидетельством высокого уровня исполнителя, включающего их в свой репертуар.

Думаю, это прекрасно понимал земляк Владимира Ивасюка, президент благотворительного фонда его имени, деятельный буковинец Николай Мозговой, организовывая в Черновцах одноименный конкурс молодых исполнителей современной эстрадной песни. Конкурс оказался двояко важен для нашей страны. Во-первых, он приобрел репутацию серьезного и компетентного «ристалища» для талантливых вокалистов из Украины и ближнего зарубежья. Во-вторых, благодаря ему популяризируется украинский музыкальный продукт самого высокого качества. Ведь каждый участник должен непременно выучить и исполнить как минимум одну из песен Ивасюка. Десять конкурсных лет показали: заграничные «соловушки» настолько влюбляются в эту музыку, что продолжают петь украинские песни в своих странах, более того, пополняют репертуар новыми произведениями легендарного буковинского композитора — да и не только его.

Серижан Жанахметов

2005 год — юбилейный. Предвкушение чего-то особенного витало в воздухе. Тем более конкурс-то постреволюционный! Кто приедет в гости? Как почтит десятилетнее детище Мозгового молодое правительство? И будет ли, наконец, гран-при? В общем, по-детски ждали чуда…

Чуда, увы, не произошло. Праздник музыки был, на средства же Минкульт поскупился. Об открытии конкурса скромно умолчали выпуски новостей. Министр культуры и туризма Оксана Билозир, по совместительству сопредседатель оргкомитета, не появилась даже на гала-концерте. Очевидно, отвлекли более важные дела…

Стран-участниц на юбилейном конкурсе поубавилось. На сей раз конкуренцию украинцам составили представители Молдовы, Болгарии и Узбекистана. Среди участников возросло количество представителей сильного пола с хорошими вокальными данными. Конкурсанты из Украины представляли практически все регионы, однако представители востока нашей страны в этом году смотрелись явно сильнее. Несколько участников приехали на конкурс во второй раз.

К сожалению, у конкурсантов не было времени погулять и толком осмотреть живописные Черновцы. Но одна экскурсия, очень важная, предусмотрена была: в музей Ивасюка. Причем еще до начала состязания. Молодые люди не только узнали, чьи песни исполняют, но и открыли для себя Владимира Ивасюка как разносторонне одаренного человека. Кроме того, в музее ребята прослушали записи его песен в исполнении самого автора и популярных артистов, для которых они были созданы. Первоначальные трактовки некоторых композиций — той же «Тільки раз цвіте любов» или «Я піду в далекі гори» — для многих стали откровением.

Вокальный уровень и артистизм участников оценивало международное жюри, в которое входили народные артисты Украины Николай Мозговой и Иво Бобул, заслуженый артист Молдовы Валентин Дынга, постоянный представитель FIDOF в Украине Паскал (Республика Болгария), народный артист Республики Узбекистан Мансур Ташматов, заслуженные артистки Украины Ольга Макаренко и Оксана Савчук.

Наши ребята показали себя достойно, выступлений на грани фола практически не было. За исключением, может быть, киевлянки Валерии Рыженко. Студентка Киевского колледжа эстрадного и циркового искусства смело решила эпатировать публику хард-роковой обработкой «Вернись зі спогадів». И если бы еще при этом попала в ноты… А Анна и Юлия Ребровы из группы Jadd, похоже, забыли, что конкурс прежде всего вокальный и решили выехать на ярком шоу. Правда, при этом откровенно «закосили» под Руслану с ее криками, шкурами и дикими танцами...

Некоторые недоработки прошлого года были учтены и исправлены. Так, в первом туре публике не пришлось по пять-шесть раз слушать одно и то же произведение. Помимо наиболее популярных песен, прозвучали и замечательные, но не так часто исполняемые «Кленовий вогонь», «Моя пісня», «Там, за горою». Впрочем, львиная доля наследия композитора так и осталась невостребованной.

В целом конкурс можно оценить как зрелищную гонку талантливых хорошистов. Гран-при в очередной раз не нашло своего героя. Тем не менее жюри отметило несколько интересных молодых певцов с превосходной вокальной подготовкой и творческой индивидуальностью. Как сообщили по секрету строгие судьи, среди финалистов выбрать лучшего было не так-то просто.

В итоге первую премию завоевала 22-летняя Наталья Шкурко из города Красный Луч, что на Луганщине, запомнившаяся зрителям с самого первого тура тем, что песни из своего репертуара — и далеко не самые простые — исполняла не просто хорошо, а по-своему. Казалось бы, можно ли спеть My Heart Will Go On, не подражая Селин Дион? А у Натальи получилось! Правда, «Нестримна течія» Ивасюка в ее исполнении чем-то напоминала манеру Ани Лорак. Еще в первом туре члены жюри отметили, что девушка очень сценична, владеет голосом, ей удается перевоплощение в разные образы, в ней есть шарм, она непохожа на других.

Наталья учится на 3-м курсе Харьковской государственной академии культуры. Шкурко — конкурсантка со стажем. Свою первую награду она получила в 12 лет. Среди достижений — гран-при конкурса «Золотой скиф-2001», премия международного фестиваля им. И.Дунаевского. И, наконец, в этом году покорены Черновцы.

Второе место разделили Серижан Жанахметов из Узбекистана и Кремена Кряколова из Болгарии.

Серижан Жанахметов из Учкудука приехал на конкурс во второй раз — в прошлом году он стал дипломантом, но решил не ограничиваться достигнутым. За это время он окончил первый курс Ташкентского театрального института (факультет музыкальной драмы) и, конечно же, много времени посвящал вокалу. Результат налицо. И первой это заметила публика. Если на IX конкурсе Ивасюка Серижана встречали просто очень доброжелательно, то в этом году эффект от его появления на сцене можно было, пожалуй, сравнить с выступлениями Фрэнка Синатры (кстати, в репертуар конкурсанта входит одна из песен знаменитого певца — My Way). Степенные, исполненные достоинства движения, чуть лукавая улыбка, роскошный завораживающий баритон и — фантастическое чувствование украинской песни. Зал был покорен буквально с первых нот…

Парадоксально, но факт: хотя вокальные способности Серижана проявились еще в 3-м классе, с нотной грамотой он познакомился только в… двадцать лет! Песни на разных языках мира моментально запоминал на слух. В настоящее время молодой певец мечтает стать актером театра, а, возможно, и кино, а пение сделать приятным хобби. Что ж, вспомним тех же Михаила Боярского, Андрея Миронова, Николая Караченцова — и пожелаем Серижану удачи.

Болгарка Кремена Кряколова в прошлом году была также удостоена диплома, в то время как ее родственница Стефка Тончева завоевала второе место. За прошедший год Стефка, Кремена и ее муж Константин, музыкант, много выступали втроем на сценах Болгарии. В нынешнем году девушка стала лауреатом трех конкурсов у себя на родине, в том числе взяла гран-при национального конкурса. Уникальный тембр, богатый обертонами, а также искренность и страстность, с которой исполнительница переживает каждую песню, затронули самые чувствительные струны в душах слушателей. Кремена отобрала на конкурс весьма выигрышные для своего голоса вещи Ивасюка: «Вернись зі спогадів» и «Баладу про мальви». Помнится, первая из названных песен в исполнении Стефки завораживала первобытным напором молодой дерзкой силы, в то время как в исполнении Кремены чувствуется драматизм более зрелой женщины.

В связи с этим нельзя не сравнить манеру Кремены с еще одной финалисткой X конкурса — обладательницей третьей премии Жеоржеттой Дарабан из Молдовы. На сцене девушки смотрелись как две противоположности. Голос Жеоржетты поставлен не менее профессионально, владеет она им отлично, но… Песня Кремены рвется из груди, захлестывает эмоциями, заставляет сопереживать и трепетать. Песня Жеоржетты — словно движение рыбок в аквариуме. Красиво и… одинаково. На второй песне отключаешься и начинаешь думать о своем… То же можно сказать и о дипломанте конкурса — представителе Молдовы Андрее Штефанце.

А вот за нашего земляка Петра Дмитриченко, который также получил диплом, искренне обидно. Талантливого певца с первого тура полюбил зал, да и многие члены жюри прочили ему одно из первых мест, называя готовым профессионалом и высоко оценивая вокальные возможности. Но открыто заявлять о своих симпатиях не торопились. И были правы: третий решающий тур показал неожиданные результаты. Никто не может толком сказать, что же случилось в этот день: то ли молодые конкурсанты слишком переволновались, то ли расслабились, но в результате многие спели ниже своих возможностей. В том числе и любимец публики Дмитриченко. Жюри не простило… Однако приз журналистских симпатий — музыкальный центр — безоговорочно достался Петру.

— Я приехал не за призами, а для того, чтобы чему-то научиться, — утверждает парень. — И научился — прежде всего, ответственности перед зрителем.

— А меня конкурс научил уважать других исполнителей, — говорит Борис Глоба, обладатель третьей премии. — Внимательно слушать и на их фоне объективно оценивать себя. В этом году у меня сильные конкуренты, таким приятно и уступить…

Впрочем, конкурентами состязавшихся можно было назвать очень условно. Молодые люди сдружились, переживали друг за друга, утешали проигравших и искренне радовались за победителей.

Двадцатилетнего Бориса Глобу, студента Киевского колледжа эстрадно-циркового искусства, многие члены жюри считали перспективным в вокальном плане, но еще сыроватым, и намеревались поддержать его почетным дипломом. Однако молодой исполнитель держался стойко и в конце концов покорил публику и строгих судей артистичностью, искренностью и неплохо подобранным разноплановым репертуаром. Учитывая, что для него это первый серьезный конкурс (если не считать пары-тройки детских еще в школьные годы), третье призовое место — неплохое начало для певческой карьеры.

Достойно боролись за место в финале хмельнитчанка Анна Шокур, львовянка Наталья Яцкив и донетчанка Ирина Хромичева. Черновцы же в юбилейном году своего конкурсанта не выставили. Неужели побоялись конкуренции? Прошлогодняя дипломантка черновчанка Оля Иванова не рискнула попытать счастья во второй раз — только спела на открытии как почетный гость.

Хотелось узнать о судьбах прошлогодних финалистов, не приехавших на юбилейный конкурс: Владимире Кваснице, Марьяне Соболь, Жадре Тулегеновой. Однако на нашу долю достались лишь скудные непроверенные слухи. Ведь, как заявил г-н Мозговой, организаторы конкурса не занимаются ни раскруткой, ни отслеживанием дальнейшего творческого пути конкурсантов. Здесь просто дают объективную оценку вокальным способностям. Что будет дальше — зависит от самих ребят.

На вопрос о планах на будущее большинство, не задумываясь, отвечало: стать известными артистами, выйти на большую сцену, покорить Украину и зарубежье… О том, насколько это сложно, уже знают конкурсанты поопытнее. Как постоянно не хватает денег на фонограммы, костюмы, гастрольные поездки, рекламу. Как неохотно опустошают свою кубышку потенциальные спонсоры. Как тяжело заручиться поддержкой ловкого продюсера, если он — не муж, не любовник и не кровный родственник, а вы — не Бритни Спирс и уж точно не Рокфеллер. Как обесценивается тяжелый многолетний труд вокалиста в стране, где благодаря «фабрикам» и «шансам» штабеля звездочек выпекаются из ничего буквально за один день. А как быть, если в твоей стране все «народные» и «заслуженные» давно распределены, и тебе, молодому и неизвестному, просто не дают пробиться к своему слушателю? Об этом могла бы рассказать молдаванка Ирина Костина, обладательница уникального голоса и пяти гран-при, победительница конкурса Ивасюка 2003 года. Похоже, за границей певицу знают и ценят намного больше, чем в отечестве… Не придется ли девушке, как и многим ей подобным, войти в плеяду звезд чужого государства?

Тернист путь к славе, и на каждом его повороте — чей-то карман. Но когда настоящий артист выходит на сцену, он забывает о наградах, гонорарах и кассовых сборах и думает только о зрителе. «Публику не обманешь», — говорят члены жюри конкурса Ивасюка. Из двух десятков голосистых ребят слушатели безошибочно выделили тех, в ком почуяли искренность и самоотдачу.

* * *

С именем Владимира Ивасюка связано немало необъяснимых фактов. Сама его гибель до сих пор остается неразгаданной тайной. В день смерти композитора внезапно замолчал его любимый рояль — на целых 19 лет, и только руки лучшего мастера-настройщика вернули ему голос. А еще день открытия и закрытия фестиваля памяти Ивасюка всегда сопровождаются ливнем. И нынешний год не стал исключением. Более того, финальный концерт юбилейного десятого конкурса оказался настоящим испытанием на стойкость и для исполнителей, и для зрителей, и для организаторов. Шутка ли — выдержать несколько часов на стадионе «Буковина» под проливным дождем, дрожа от холода! Тем не менее трибуны были переполнены, а зонтики в руках не помешали двум тысячам стойких черновчан награждать овацией полюбившихся конкурсантов. Певцы и журналисты согревались кто как мог: кто — танцами на мокром футбольном поле, кто — рвущимися через край эмоциями, а кто — теплым расшитым халатом Серижана Жанахметова. А еще всех грела любовь: артистов — к слушателям, слушателей — к артистам, а всех вместе — к прекрасной музыке, способной стирать границы между народами, культурами, пространством и временем.