UA / RU
Поддержать ZN.ua

Общественное телевидение: и снова — до свидания?

Хорошая традиция предвыборных гонок в Украине — апеллирование будущих избранников народа к ценностям уже построенных и действующих демократий и гражданского общества...

Автор: Александр Зырин

Хорошая традиция предвыборных гонок в Украине — апеллирование будущих избранников народа к ценностям уже построенных и действующих демократий и гражданского общества. Одна из таких устоявшихся и эффективных ценностей — общественное телевидение. Вот и слышит украинский люд снова и снова это загадочное для него словосочетание. Но слышать и понимать, о чем идет речь, как говорят в украинском городе Одесса, — «две большие разницы». Попробуем разобраться.

Во второй половине 90-х годов прошлого века в Украине был разработан и принят Закон «О системе Общественного ТВ и радиовещания Украины». Однако до сегодняшнего дня этот закон фактически не действует. К тому же он содержит ряд опасных положений и норм (например — запрет рекламы на каналах общественного вещания).

Изменения в Украине 2004—2005 годов снова привели к попыткам активизировать создание общественного вещания. Профессионалы сразу увидели существенные недоработки. Первой весомой ошибкой стало отсутствие подробного анализа реалий украинского аудиовизуального пространства и ситуации в гуманитарной сфере Украины в целом. Результаты такого анализа не были доведены до украинской общественности. А именно их и надо было закладывать в «требования» к созданию общественного ТВ в Украине.

Следующей системной ошибкой стало отсутствие понятных и четких задач для профессионалов-телевизионщиков. То есть специалистам и рядовым телезрителям «забыли» сообщить, что строим и на какой базе.

В 2005—2008 годах общественности предложили несколько проектов создания общественного ТВ в Украине: «Система государственного и общественного вещания», автором которой является независимый украинский телевизионный продюсер и режиссер-постановщик А.Зырин, концепция от отечественного теледеятеля А.Ткаченко, проект бывшего работника телевидения, а сейчас нардепа А.Шевченко. Свои идеи обнародовали В.Табачук и В.Цендровский. Поработали и Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания (проект обнародован в октябре 2008 г.), и Государственный комитет телевидения и радиовещания.

Одни проекты содержат положения, которые фактически ведут к уничтожению государственного сектора вещания в Украине и (главным образом!) дальнейшей приватизации (так называемому «разгосударствлению») сверхмощных основных фондов НТКУ и НРУ и концерна РРТ. О такого рода проектах говорили, писали, много раз показывали. Телевизионщики сразу заметили, что указанный путь активно, наступательно и целеустремленно поддержали коммерческие конкуренты НТКУ.

Особенно настойчиво муссировался на всех уровнях тезис «о несовместимости рекламы и общественного вещания». А вот о других проектах украинская общественность так и не узнала. Кстати, ни один проект украинской общественностью не обсуждался. Публично. Спокойно. Взвешенно. Хотя попытки продемонстрировать «публичность» были — активно работали определенные интернет-ресурсы, провели даже слушания в сессионном зале ВР.

Но наиболее активно работала все же мобильная связь с ограниченным набором нужных номеров. В свое время даже радостно провозгласили победу проекта Ткаченко — Шевченко: срочно провести разгосударствление, освободить и т.п.

Другие проекты рассматривают тенденции и возможности роста и укрепления государственного сектора телевизионного вещания, даже предлагают и обосновывают создание еще одного мощного и конкурентоспособного украинского телевизионного канала. Например: образуется полноценное хозяйственное и творческое объединение (холдинг) четырех полноценных 24-часовых разноплановых телевизионных каналов: НТКУ (УТ), общественное ТВ (УТ-1) в разных формах — как канал, объединяющий местные студии, или самостоятельный ТВ-канал, телеканал «Культура» и канал полноценного иновещания (на базе «Всемирной службы УТР»).

Главное в таких проектах:

— корректная оптимизация производства на всех каналах за счет сквозного программного наполнения (одна, но видоизмененная программа выходит в эфир на нескольких каналах);

— концентрация технических и технологических ресурсов и человеческих резервов в одном телепроизводственном комплексе на Мельникова, 42;

— разумное объединение разных способов доведения телеинформации (эфирное вещание, кабельное вещание и «спутник») до как можно более широких слоев населения Украины.

Доведены ли до широкой и думающей общественности в нашем государстве такие нюансы? К слову: после того, как было публично объявлено о прекращении выделения зарубежных средств на «Создание общественного вещания в Украине», количество материалов на эту тему в СМИ катастрофически уменьшилось. Почему-то. Однобокий подход приводить и уже привел к нескольким серьезным и системным деформациям в понимании проблем создания общественного ТВ в нашем государстве. Приведем главные.

Во-первых, много лет обществу навязывается мнение, что ГОСУДАРСТВЕННОЕ телевидение и радиовещание и ОБЩЕСТВЕННОЕ ТВ и РАДИО — разные и совершенно несовместимые вещи. Это неправда! В большинстве стран Европы государство (читай — общество!) активно и целеустремленно принимает участие в финансировании потребностей общественного вещания. В документах Совета Европы открытым текстом отмечается, что ОТСУТСТВИЕ государственного финансирования составляет прямую угрозу существованию общественного вещания! Кстати, разные формы хозяйствования и организации телевидения предусмотрены соответствующим украинским законодательством и Конституцией нашей страны.

Во-вторых, специалисты НТКУ, профессионалы отечественного ТВ и радио не были привлечены к обсуждению проблем перестройки работы Национальной телекомпании. К мнению специалистов, в течение многих лет создававших в Украине телевидение общенационального масштаба, фактически не прислушиваются, их проекты не рассматриваются и не выносятся на публичное обсуждение;

В-третьих, проблема создания общественного вещания ни разу не была выведена на публичное обсуждение гуманитарной элитой нашего государства — с заслушиванием разных вариантов преобразования и изменений, дискуссией и принятием рекомендаций. Главная и самая опасная тенденция последних лет — полная изоляция общества и гуманитарной элиты от процесса создания общественного телевидения в нашей стране. Общенациональной проблемой занимается неизвестно кем сколоченная горстка «надежных» людей, полностью проверенных грантами.

Именно поэтому для украинского аудиовизуального пространства до сих пор актуальны:

— решительная поддержка создания в Украине целостного имущественного и творческого объединения телевизионных каналов, финансируемого Украинским государством (УТ, ТК «Культура», иновещание «УТР»);

— срочное проведение расширенных общественных слушаний с участием гуманитарной элиты страны и выступлениями авторов концепций по созданию общественного вещания в Украине и последующим их обсуждением;

— доведение до украинской общественности и руководства государства правдивой информации о деятельности общественного вещания в странах Евросоюза;

— изменение законодательной базы — прежде всего принятие решения о том, что Закон Украины «О системе Общественного ТВ и радиовещания Украины» от 18 июля 1997 года утратил силу, или принятие новой редакции указанного закона (на основании базового европейского закона) с учетом украинских реалий в информационной и гуманитарной сферах.