UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обнять эфир, заплакать. Новогодние телерейтинги: заслушали клоунов

Истребители нашего свободного времени — телеизготовители пустоты в блестящих обертках — текущую неделю подсчитывали рейтинговый дебет-кредит (по итогам новогодней декады)...

Автор: Олег Вергелис

Истребители нашего свободного времени — телеизготовители пустоты в блестящих обертках — текущую неделю подсчитывали рейтинговый дебет-кредит (по итогам новогодней декады). Кто-то веселился. Кто-то огорчился. Но тут уж, извините, — все вопросы к GFK.

На «Интере», наверняка, накроют праздничные столы с пластиковыми стаканчиками. «Гип-гоп, ура, за нашу победу!» Но и этот праздник со слезами на глазах. Ведь таки ирония судьбы… Прежняя продюсерская власть, финансировавшая и креативившая новогоднюю победу в силу своих природных способностей и отпущенных им возможностей (г-да Мазор и Старицкий), — с вещами давно на выходе. А на ледяной трон любви канала-чемпиона (ледяной, потому что скользкий), омывать победу взошли новые вершители судеб эфира — г-да Созановский и Безлюдная (с чем их и поздравляем).

Бессмысленно «умничать» о каких-либо креативных прорывах в обозначенной декаде. Дежавю — оно и на Говерле дежавю. К тому ж запомним аксиому: телезритель — консерватор, а телепроизводитель — Обломов. Что с таких взять?

Ну а если вскользь о парадоксах новогодних рейтингов, то есть тенденции, однако.

Определенные успехи «Интера» (среднесуточная доля общей аудитории в период с 30.12.06 по 08.01.07 — 19,26%, а у «1+1» 15,13%) — скорее элемент инерции-привычки. Грубо говоря, момент «подсаженности» зрителя на определенный канал, который по народной традиции в праздники считается главным развлекающим Дедом Морозом.

При этом и заслуг никто не умаляет. Наша «Карнавальная ночь» (доля аудитории — 31,8 %) оказалась предпочтительней безумного ремейка на «Первом российском». «Интеровские» в отличие от «эрнстовских» не зарились на славу оригинала. И благо не дошли до абсурда, адаптируя старый сюжет на новый лад. Поскольку глупо переносить приключения старого советского бюрократа в хроноизмерения XXI века. Реплика Игоря Ильинского «Заслушаем клоунов!» и остальные его «репрессии» по отношению к худсамодеятельности середины 50-х прошлого века вызывали хохот (да и сейчас смешно, но в условностях «того» времени). Сейчас же поднесешь любому директору ДК «конверт» — и устраивай на этой сцене хоть концерт Гурченко, хоть съезд партии умалишенных.

В нашем случае об этом, видимо, подумали и не стали соревноваться с оригиналом, который, кстати, совсем не «культовый», как сообщили на одном сайте, а попросту популярный и ритуальный (в связи с праздником).

В итоге в украинской версии «Карнавальной ночи» что-то получилось легко, что-то задорно, в основном ожидаемо, но красочно. Песни-посиделки чередовались с фрагментами «карнавальных» догонялок молодых героев (которых отвратительно сыграли Тина Кароль и Владимир Зеленский) и феерических похождений якобы Огурцова (отличная работа Юрия Гальцева).

«Танцы» на «1+1» (доля аудитории — 20%) — плод инерции. Осенью натанцевали рейтинги в оригинальном формате и решили, что этими «па» забьют показатели навсегда. А в проекте М.Паперника не оказалось никакого оригинально-сценарного поворота — только вечно-огоньковское «бла-бла-бла» и эфирный тоталитаризм одних и тех же ряженых. Ну а уж операторов-художников зрелища срочно надо вызвать на ковер. Не от одного зрителя слышал «рецензии» на скверную цветовую гамму: лица у артистов красные, словно перепили еще до спича гаранта.

Еще один рейтинговый прикол — весомые показатели Владимира Владимировича Путина в нашем новогоднем эфире. Соседний гарант без особых усилий снискал у украинской аудитории хорошую «долю» — около 16% (на телеканале «Первый — Всемирная сеть»). И этот прорыв, и ожидаемый интерес к однообразному шоу М.Галкина (на том же канале доля аудитории 10,9%) — свидетельство того, что кабельные корни все глубже проростают в наших квартирах.

Об остальных «рейтингах» — без цифр, зато с блиц-подводками (в виде заметок на клочках новогоднего блокнота).

· Рейтинг тиражности. Удивительные рядом — всегда. Рекорды по мельканию-надоеданию от представителей нашей массовой песни — Т.Кароль, С.Ротару, В.Сердючка, «ВИА Гра». Из юмористического цеха неожиданно — М.Задорнов, которого в прежние годы было меньше. Ярких новогодних дебютов не замечено вообще. Но никто их и не ожидал.

· Рейтинг бюджетности. «Карнавальная ночь» на «Интере» тянет на полтора миллиона у.е. Бюджет новогодних «Танцев» на «1+1» — раза в три меньше.

· Рейтинг улетности. Премьерный фильм С.Горова «Звездные каникулы», которым так гордится в пресс-релизах «Интер». После минут тридцати просмотра возникает только два вопроса: «за что?» (так подставлять неплохих артистов и популярных певцов) и «на что?» ушли спонсорские деньги, если такой бессмысленный «космос» можно снять даже в чистом поле? Сценарий А.Фридлянда явно не для вечерней аудитории. Это халтурный детский утренник. Зачем при этом, спрашивается, спиртное активно пропагандировать, если кино для детей? Некоторые музыкальные композиции — и вовсе из древних сундуков (стыдно должно быть).

· Рейтинг стабильности. Это старинное кино — «Ирония судьбы», «Карнавальная ночь», «Вокзал для двоих», «Иван Васильевич меняет профессию» и т.д. Опять смотрели. Говорят, не надоедает. В том кино радует актерская игра, где столько вкуса, разнообразных интонаций, где энергично и тонко выстроены образы и на удивление легко и остроумно обыграны ситуации. То ли воздух на съемочных площадках тех лет был наполнен особым ароматом, из-за чего возникали подобные чудеса? То ли нынешнее глобальное потепление окончательно расплавило мозги современным кинорукодельцам?

· Рейтинг неадекватности. Новое российское кино почти на всех каналах — без субтитров. Супершлягеры прошлых лет (наподобие «Иронии судьбы») — с обязательной бегущей строкой. Как-будто никто не поймет и никто не угадает, что приключилось с Барбарой Брыльской в ленинградской квартире. Канал НТН, «донося до народа» репризы ретро-программ 80-х, вообще дошел до абсурда: на телеэкране «Новогодний аттракцион-82» с Аллой Пугачевой, а бегущая строка — из конферанса Татьяны Веденеевой на шоу в Останкино. Что за халтура? Что вообще говорить о качестве этих переводов? «Який же ти у мене телепень!» — это из «Иронии», кстати. Может, действительно нашему ТВ впору перепрофилироваться исключительно на глухонемых… Но только тогда уж, извольте: не только Рязанова, но и компанию Шустера в «Свободе слова» титруйте.

· Рейтинг гуманитарности. В рождественском эфире соревновались две премьеры от отечественных производителей — «Странное Рождество» режиссера Максима Паперника и «Инфант» от богини прайм-тайма и претендента на «Оскар» Оксаны Байрак. В произведении последней — опять судьба несчастного ребенка: и жизнь, и слезы, и любовь. Хорошая тема и абсолютно неспекулятивная в ее творчестве… (доля аудитории — 26,37%, что неплохо). У компьютером усовершенствованной Б.Брыльской (в парике Мальвины) из фильма М.Паперника — показатели скромнее. Но, как мне кажется, гуманитарный заряд этой рождественской экранизации старой пьесы Дж.Патрика довольно мощный. Шутка ли, героиня решает пустить сто своих кровных миллионов на счастье родного города. И даже снег намеревается приобрести на радость народу в бесснежное Рождество — это так кстати именно в нашу текущую слякоть. Картина грешит длиннотами, клиповой манерностью, необязательностью «перелицовки» специфической зарубежной истории (события перенесены на нашу почву и пестрят фамилиями Грышко или Павленко). И все же… Блеснет слеза в глазах Ступки (он играет доктора) — и что-то сентиментальное шелохнется в душе: о вечном задумаешься. Решит Барбара Брыльска променять реалии «умного» мира на жизнь в сумасшедшем доме рядом с его милейшими обитателями — и тут же получаю эсэмэску от одного субъекта: «Классный фильм! Молодо выглядит Барбара. Хочется после картины и себе переехать в сумасшедший дом. Там, наверное, комфортнее…»

Я ответил: «Далеко не уезжай — можно сразу на Крещатик…»

Два вопроса «ЗН» предлагает непосредственным создателям главных новогодних шоу — на «Интере» и на «1+1»: а) преподнесла ли нынешняя телевизионная декада хоть какие-нибудь сюрпризы и неожиданности? б) Есть ли пути качественного изменения и обновления новогодних форматов — если «да», то какие из них самые оптимальные?

Валентина БАСОВСКАЯ, музыкальный продюсер «Интера», создатель «Карнавальной ночи», «Песни года (Украина)».

— В первую очередь неожиданностью для меня оказался небывало высокий рейтинг «Новогоднего голубого огонька на Шаболовке» — продукт телеканала «Россия» у нас демонстрировался по ТРК «Украина». Во-вторых, удивление вызвали довольно скромные результаты российской «Песни года», которая прошла в рождественские праздники на канале «1+1»: достаточно звездный статус участников, масштабные съемки в спорткомплексе «Олимпийский», а в роли ведущей — Алла Пугачева, но, видимо, здесь сказались некоторые проблемы программирования. Может быть и еще одно объяснение: зритель хочет видеть свой телепродукт и своих исполнителей, а не покупные программы. В этом плане показательны рейтинги уже украинской «Песни года» на «Интере»: доля аудитории — 26, 6%. Это с учетом того, что в программе были преимущественно украинские исполнители.

Думаю, что так ожидаемые многими обновления и изменения привычных новогодних форматов могут осуществляться даже на уровне отдельных постановочных номеров, оригинальных декораций. Не просто придумать «новый велосипед». Ведь существует и фактор ожидаемости — знакомых лиц, полюбившихся постановочных комбинаций. В то же время зритель довольно предвзято относится ко многим программам и надо изобретать что-то неожиданное, новое. Вечный вопрос: что? Выбор программ большой, количество каналов возрастает. За счет российских в том числе. Поэтому прогнозировать сейчас, какой будет новогодняя теленочь-2008, пока преждевременно. Возвращаясь к той же «Карнавальной ночи», замечу, что в проекте был и возврат к прошлому (доброму советскому кино), и поворот в новый век — новые модные лица, много отечественных исполнителей.

Алексей ГОНЧАРЕНКО, продюсер компании «Стар-Медиа», производившей для «1+1» новогодние «Танцы со звездами».

— Никаких неожиданностей не было вообще. Новые форматы ведь изобретаются не каждый год и даже не каждое десятилетие. Поэтому все каналы шли проторенными путями. Самым качественным с технологической точки зрения, на мой взгляд, оказался проект «Первый дома» (Первого российского канала). Огромный бюджет, большие затраты — и очень выигрышный визуальный ряд.

Фактор какой-либо эксклюзивной новизны в плане производства новогодних проектов зависит от двух моментов. Первый — это возможности телевизионных руководителей распоряжаться теми или иными бюджетами. Второй — сугубо творческая составляющая. Если бы появились какие-то новые имена режиссеров, сценаристов и на несколько каналов или продакшн-студий пришли люди с оригинальными идеями, то, не сомневаюсь, возникли бы и неожиданности.