UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ОБЕРЕГИ» ДЕТСТВА

Если бы на карте Украины пометить стилизованными, в виде актерской маски, флажками места проведения театральных фестивалей, территория нашей страны просто запестрела бы изображениями лика Мельпомены...

Автор: Алла Подлужная

Если бы на карте Украины пометить стилизованными, в виде актерской маски, флажками места проведения театральных фестивалей, территория нашей страны просто запестрела бы изображениями лика Мельпомены. Недавно появился еще один «флажок» — Международный фестиваль театров кукол «Обереги», созданный в Ивано-Франковске, в этом году во второй раз собрал кукольное братство.

Организаторы фестиваля — Министерство культуры и искусств Украины, Управление культуры облгосадминистрации, Театр кукол им. Марийки Пидгирянки (директор театра и фестиваля — Зиновий Борецкий) — поставили перед собой серьезную задачу, определив его тематическую направленность, — национальная классика на сцене театров кукол. Отмечая благородство намерений организаторов, нельзя не отметить сложность поставленной задачи. Ведь проблема воплощения и современной трактовки национальной классики в театре для детей, где воспитывается будущий потенциальный театральный зритель, особенно важна.

В огромном массиве классической литературы для детей драматургия представлена не слишком широко. Самый благодатный материал — это, конечно, сказка, вечные сюжеты о добре и зле. И в большинстве своем детские театры, не мудрствуя лукаво, идут упрощенным путем — инсценируют сказки. Так появляются десятки Колобков, Золотых рыбок, Котов в сапогах, варианты Ивасыков-Телесыков, сестричек Аленушек, Маш с медведями, отставляя на второй план инсценизации классиков, поиски современных авторов, интерпретирующих известные литературные произведения. Ни в коей мере не выступаю против сказки, в которой «соль земли» и «мудрость народа», но, расширяя диапазон произведений для детей, можно существенно и благотворно влиять на все воспитательные аспекты. Таким образом, заявленная направленность фестиваля «Обереги» выявила и главную проблему кукольников — репертуар. Самым востребованным классиком фестивальной программы оказался Иван Франко. Хозяева — Ивано-Франковский театр кукол им.М.Пидгирянки — показал и спектакль «Когда звери еще говорили» К.Губенко по мотивам сказок Каменяра, а Черновицкий театр кукол привез мюзикл «Веселые гонки» А.Кузьмина тоже по мотивам сказки И.Франко. В первом спектакле, состоящем из отдельных новелл, взаимодействуют куклы и живой план. Пластические дивертисменты в исполнении актеров предваряют кукольный рассказ. Словно в заведенной музыкальной шкатулке картинки сменяют одна другую. Второй же, «Веселые гонки», решен в традиционной манере кукольного театра — ширма, тростевые куклы, яркая, выразительная сценография.

Забрезжила еще одна насущная проблема кукольных театров — адресность спектакля. Считается, что кукла в театре может все, но зачастую ей отводят слишком примитивную, упрощенную роль, предполагая, что детьми легче воспринимаются простые формы зрелища. Вопрос спорный. Серьезностью художественного обращения к детской аудитории выделялся спектакль «Тарас» Б.Стельмаха Львовского театра кукол. Его создатели, режиссер С.Брижань и художник М.Николаев, проповедуют поэтический театр. В эмоциональном поле спектакля — почти шаманское колдовство. Доступный, но начисто лишенный бытовизма рассказ о детстве Тараса Шевченко. Угадываются моменты биографии, времени, и все же авторы творят не реальную жизнь, а притчу о рождении Поэта, Гения. Сражаются за его душу судьба и темные силы. Все персонажи спектакля — изысканные в своей стилизации и простоте силуэты кукол, лишь маленький Тарас — тряпичная, как в старину сделанная, куколка. Актеры — полноправные партнеры кукол, используется откровенный прием живого взаимодействия, при котором кукла подхватывает интонацию актера, а актер продолжает мысль им же одушевленного персонажа. Несомненно, к восприятию такого многоуровневого и ассоциативного действа ребенку нужно быть готовым, над этим необходимо работать, честь и хвала художникам, идущим непростым путем приобщения маленьких зрителей к высокому искусству.

Украшением фестивальной программы стал спектакль «Сказки из сундука» по мотивам белорусских сказок Минского областного театра кукол «Батлейка». Что нужно, чтобы театр состоялся? Зрители и актеры, а еще старинный сундук, в котором хранятся сказки. Выходят два актера, поднимают крышку волшебного сундука, и внутри возникает и домик с окошками, и старая мельница, и дорога к ней. Искрометный народный юмор, смекалка бедной падчерицы Марыси, которая перехитрила самого Черта, глупость и жадность мачехи — присутствуют все атрибуты классической сказки. При этом — органика взаимодействия актеров с куклами, богатейшая голосовая палитра исполнителей, играющих сразу по нескольку ролей, виртуозность перевоплощения, фейерверк веселых придумок.

Цельность всех составляющих спектакля продемонстрировала работа Закарпатского театра «А где же пятый?» болгарского драматурга Б.Априлова. В истории о пятом цыпленке, который, в отличие от братьев, никак не хотел вылупливаться из яйца, красочно показан хозяйский двор. Используются большие куклы, выразительные марионетки. На помощь родителям — Курице и Петуху — приходят соседи, которые не дают цыпленку «отсидеться в своей скорлупе». Колоритные маски «играют» Осла, Индюка, Козла, но не справляется это зверье с задачей, легкокрылая цветная бабочка «помогает» вылупиться цыпленку — не грубым битьем, а нежным словом. Традиционным образом яйцо разбивается в спектакле «Жили-были» Ивано-Франковского театра. Помните, мышка бежала, хвостиком махнула… Так вот, в этом спектакле известный сюжет о Курочке Рябе сыграли на новый лад, в характере культур разных народов — украинского, белорусского, русского и даже американского. Представляете себе эдакого Деда Билла? Варианты неожиданных превращений веселили детей, подстегивали их фантазию, звучали даже предложения собственных версий излюбленной Рябы.

Старые новые сказки… Хоть и нетрудно пересчитать их, но какие возможности интерпретаций они таят в себе, какие варианты прочтений! Концентрировано на фестивале можно увидеть что называется срез проблем. Ивано-Франковский фестиваль «Обереги» по принципу лаборатории поднял проблему национальной классики в кукольном театре, заострил внимание на проблеме адресного обращения спектакля, развил проблему сосуществования традиционных форм кукольного спектакля и современных веяний, связанных в основном с применением живого плана. И еще, как ни странно, возникла одна проблема, правда, не из области искусства. Первые холода Ивано-Франковск встретил без отопления. Суровые реалии действительности не позволили маленьким зрителям продемонстрировать в «храме искусства» свои праздничные нарядные платьица и костюмчики. Сидеть в зрительном зале пришлось в пальто и шапках. Хочется думать, что встречу в прекрасным это не испортило. Тем более что разные спектакли, показанные на фестивале, были объединены общим желанием их создателей добиться того, чтобы искусство, увиденное глазами, дети восприняли сердцем.