UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОАЗИС СИРОТСКОГО СЧАСТЬЯ

Режиссер Евгений Курман, получивший «Киевскую пектораль-2001» в номинации «Лучший детский спектакль» за небезызвестную «Русалочку», занялся поисками Синей птицы вместе с детьми-сиротами из интерната №21...

Автор: Елена Раскина
Сцена из спектакля

Режиссер Евгений Курман, получивший «Киевскую пектораль-2001» в номинации «Лучший детский спектакль» за небезызвестную «Русалочку», занялся поисками Синей птицы вместе с детьми-сиротами из интерната №21. Синюю птицу они, правда, не нашли, но зато во время поисков, как на тропинку в лесу, набрели на одноименный спектакль, премьера которого состоялась в Молодом театре.

Персонажи этой феерической истории вплывали в зал на вертящемся кругу, который, вероятно, символизировал сомкнувшуюся в кольцо вечность. Вплывали, чтобы занять свое место в одном из двух лагерей, скрестивших шпаги во имя помощи человеку или его уничтожения. Кошка (Линда Тур) сговаривалась с Духом Дуба (народным артистом Украины Александром Бессмертным), но сговор этот развенчивался Душой Света (Оксаной Самойленко). Так у недоброжелателей человека ничего и не вышло. Куда уж им одолеть «царя природы», а тем более ребенка.

Если над маленькими героями «Синей птицы» лесные деревья и звери оказались не властны, то украинским сверстникам Тиль Тиля и Митиль из интернатов для сирот приходится несладко. По словам Алексея Чхало, вице-президента украинско-голландского фонда «Искусство, культура, наука», раз в году воспитанники интерната №21 для детей с неуравновешенной психикой попадают на лечение в больницу имени Павлова, «где им нужно пройти курс химиотерапии, которая пагубно влияет на общее состояние ребенка». Поэтому в интернате №21, как и в других подобных учебных заведениях, необходим курс психологической реабилитации и эстетического воспитания.

Еще в прошлом году фондом «Искусство, культура, наука» была начата программа «Брошенные таланты», заключительным этапом которой является проект «Синяя птица». Театр оказался лучшим доктором и воспитателем — воспитанники интерната №21 отыграли пьесу Метерлинка при полном аншлаге. В зале не то что сесть, а пристроиться было негде — сверстники юных актеров с родителями или учителями наблюдали, затаив дыхание, как Тиль Тиль (Сережа Довгачев) вместе с сестренкой Митиль (Викой Шеховцовой) отправляется на поиски Синей птицы.

Спектакль состоялся при содействии Детского фонда объединенных наций ЮНИСЕФ, Киевской горадминистрации, посольства Королевства Нидерландов в Украине и... Украинского общества охраны птиц. Последнее, наверное, объясняется свободолюбивым финалом — Синяя птица улетела на волю, но напоследок успела одарить героев счастьем.

Спектакль шел на фоне почти непрерывного птичьего щебета, а в фойе театра красовалась деревянная мебель а-ля Метерлинк — все эти кресла-качалки, комоды и прочие атрибуты старого доброго девятнадцатого века. В результате создавалась атмосфера уютного и гуманного ретро, над которой нынче довлеет безликая офисная обстановка.

Актеры-дебютанты чувствовали себя уютно и на сцене, и в фойе, а некоторые играли не только раскованно, но даже азартно. Например, из Кошки (Линды Тур) могла бы выйти хорошая актриса авантюрного плана, хитроумная и обольстительная субретка театра масок, а Тиль Тиль (Сережа Довгачев) смог бы освоить романтическое амплуа.

Но, конечно, все эти прогнозы превратятся в реальность, если общество одаренных интернатских детей не бросить на произвол судьбы. Ведь далеко не у каждого города останавливается звездный поезд, чтобы увезти талантливую девочку Свету из «Зала ожидания» в столичную театральную жизнь. Как считает продюсер проекта «Синяя птица», президент украинско-голландского фонда «Искусство, культура, наука» Анна Лебедева: «В Украине должна быть основана хотя бы одна школа для детей-сирот с выдающимися способностями к искусствам и наукам, позволяющая выпускникам поступать в высшие учебные заведения».

Словом, оправдывает себя теория малых дел. Конечно, можно тешиться тем, что проект «Синяя птица» — капля в море, и сидеть сложа руки. Но гораздо принципиальнее заняться малыми делами, ведь из них проистекают большие. Сейчас фонд разрабатывает новую программу, которая направлена на то, чтобы дети-сироты получили достойное высшее образование и были конкурентоспособными на рынке труда. Может быть, юные актеры из «Синей птицы» захотят связать свою жизнь с театром. Но предоставит ли им общество эту возможность? Хочется верить в лучшее.