Елена Рыжих еще в студенческие годы проявила себя как незаурядный живописец с целостным и вдумчивым не по годам восприятием и осмыслением явлений жизни и культуры той перестроечной среды, в общий оптимистический настрой которой уже начало вкрадываться дребезжание недоверия, растерянности и тревоги.
Обладая твердой рукой отличного рисовальщика, художница пишет композиции с нечетко обозначенными обобщенными фигурами, отдавая предпочтение изысканному колориту, в котором острые цветовые оппозиции только усиливают ощущение трагизма, исходящего от мира без граней и теней, мира надежд, стареющих в своем перманентном инфантилизме. Во внешней образности эти композиции созвучны пушкинским строкам: «Цветок засохший безуханный забытый в книге вижу я. И вот уже мечтою странной душа наполнилась моя».
Это были первые работы художницы, появившиеся на выставках.
Последующие годы подтвердили правильность избранного Еленой Рыжих пути живописно-пластических поисков элементов соответствия и несоответствия реалий культуры и жизненно-практических реалий.
Художница отдает предпочтение культуре, этой ритуально-магической маске, которая теряет застылость, будучи одета на живое, рефлексирующее лицо людской повседневности.
Культура осмысливается Еленой Рыжих как нечто законченное и замкнутое в себе, оправданное самим ходом времени в своей несогласованности с ним.
Река течет, а отражение в ней остается на месте, но в напряжении текучей массы воды есть ощутимое стремление оторвать, сдвинуть с места отражение, что вносит в общую картину элемент непокоя.
Культурные посылы Е.Рыжых включают в себя и угловато-певучий колоризм Брака, и пиршественный аскетизм мира Моранди и Гавриленко, и уютную роскошь Боннара, и мудро-абсурдную детскость Клее, и космологизм Казимира Малевича.
Е.Рыжих не подражает этим художникам, не цитирует их. Она умеет по-своему распорядиться унаследованным духовным богатством. Реминисцентное присутствие их в ее творчестве — постулированное право на неодиночество в неуютном и неопределенном мире зыбких, тающих истин и ускользающих реалий.
В противовес этому в работах Елены Рыжих есть некая оберегающая крепость, определенный момент вписанности в культуру, причем в культуру не только современных достижений, но и древних истоков.
Такая крепость основ обещает в будущем высокие полеты.