UA / RU
Поддержать ZN.ua

О ПРОШЛОМ БЕЗ ЛЮБВИ, НО С ЮМОРОМ

В конце декабря 2001 года, накануне открытия Года Украины в России, Представительство в Украине Росс...

Автор: Светлана Агрест
Бубука (Сергей Мазаев) — олицетворение пролетариата

В конце декабря 2001 года, накануне открытия Года Украины в России, Представительство в Украине Российского культурного центра международного научного и культурного сотрудничества при МИДе Российской Федерации и Национальный союз кинематографистов Украины дали старт в Киевском Доме кино новой общественно-творческой акции — «Российское кино — премьера в Киеве». С завидным постоянством организаторы этой акции знакомили кинематографическую общественность нашего города со свежими новинками российских коллег. Показанные фильмы не были равноценны по своим художественным качествам, но давали достаточно полный срез текущего кинопроцесса.

Год спустя, накануне открытия Года России в Украине к славной компании соучредителей присоединился Международный конгресс «Злагода», появились спонсоры, и фильмом Ивана Дыховичного «Копейка» стартовала вторая акция «Российское кино — премьера в Украине».

Кинематографическая стилистика Ивана Дыховичного меняется от картины к картине: от «кино не для всех» — тактичной экранизации чеховского «Черного монаха» до попытки занять свою нишу в киномасскультуре — «Крестоносец-2». О том, что режиссер обладает завидным чувством юмора, хорошо знали телезрители, смотревшие его телепрограммы о кино, теперь Дыховичный представил на суд кинозрителей свой опыт в жанре комедии — фильм «Копейка», сценарий которого написан им совместно с модным российским прозаиком Владимиром Сорокиным. Последний тоже в кино не дебютант — кинематографический опыт Сорокин приобрел в совместной работе с Александром Зельдовичем в работе над фильмом «Москва». Эту ленту постоянные зрители Дома кино видели в рамках первой акции.

В своих сценарных «штудиях» популярный среди определенной части сегодняшней окололитературной тусовки автор остается верен себе — он столь же невнятен в конструктивных построениях сюжета, а язык его произведений по-прежнему густо нашпигован ненормативной лексикой, сводящей богатство русского языка к словарю, не превышающему интеллектуальный запас знаменитой Эллочки. Справедливости ради надо сказать, что в бытовом общении Сорокин мил, интеллигентен и речь его не засорена его же литературными «находками».

Если в «Москве» жесткая режиссерская конструкция прикрывала собой сценарные ляпы, то в «Копейке» при наличии великолепной стержневой идеи — легендарная «копейка», «Жигули» первой модели, мечта о красивой жизни миллионов советских граждан, превращается в самую мелкую разменную монету, девальвируя вместе с некогда «твердым рублем», — сценарий распадается на мелкие, невнятно связанные между собой эпизоды. Приблизительно к середине картины смеяться уже совсем не хочется, неуклонно надвигается скука.

Безусловной удачей в данном варианте становится режиссерский ход — 64 персонажа, населяющие картину и «прикасающиеся» к «Жигуленку» в то или иное время, исполняют всего 10 артистов. Это своеобразное олицетворение клише нашей жизни, нашей истории, наших отношений неприятно, но вполне справедливо. Такая «густота» перевоплощений делает большинство актерских работ безусловно достойными внимания. Здесь и известный своими «сериальными» образами Андрей Цурило, и модный московский художник, эстет-мусорщик Александр Петлюра, и дебютантка Ольга Дыховичная, жена и соратница режиссера. Многогранный Сергей Мазаев в роли Бубуки, вечно пьяного, но рукастого пролетария, — именно он в течение тридцати лет под звон порожней тары реанимирует все более теряющую товарный вид «копейку», — благодаря фантазии авторов и, видимо, режиссерской задаче здесь достаточно одномерен, хоть и любопытен.

Видимо, смеясь человечество расстается со своим прошлым только в том случае, когда готово к «космическому» взгляду на него. С «Копейкой» этого пока не случилось, хотя фильм и стал лауреатом Выборгского фестиваля «Окно в Европу» в номинации «Лучший сценарий». Ох уж эти «эстеты» из жюри!

Хотим мы того или нет, попытка расставания с прошлым сделана, пусть не очень светлая, пусть горькая, пусть однобокая, но это еще один шажок в сторону освобождения. А устроители акции обещают продолжение знакомства с российским кино, за что им отдельная благодарность.