Трудно жить в стране, не любящей саму себя. Трудно жить в ней и профессиональному читателю-исследователю, которого просто игнорируют, несмотря на разговоры об информатизации общества, интеллектуальном потенциале и тому подобном...
За последние десять лет в Украине наблюдается стойкое снижение как количества названий, так и объемов тиражей профессиональных справочных изданий, в особенности библиографических указателей.
И это при том, что мы отказались от советских ограничений, от выборочного, регламентированного идеологическими постулатами режима в библиографическом обеспечении ученых.
В наших реалиях дело подготовки, издания и даже распространения справочно-библиографических изданий для научных работников является делом самих научных работников, а также немногочисленных, плохо оплачиваемых или вообще не оплачиваемых энтузиастов-библиографов.
Чуть ли не каждый историк, филолог, политолог в поисках информации, в особенности ретроспективной, должен «изобретать велосипед». Потребность в ценностно-ориентирующей библиографии является не специфически украинской, а мировой. Но в Украине она ныне лишь осознается, причем эмпирически, через потраченное время на разные по смыслу и форме документы, часто не нужные для темы исследования. При таких условиях каждый факт заботы о читателе-исследователе, выпуск качественного библиографического издания не только вызывает радость и одобрение, но и заслуживает широкой огласки.
К таким изданиям относится справочник «Індекс української католицької періодики Галичини 1871—1942», составленный Андреем Кравчуком, профессором истории церкви и христианской этики Львовской богословской академии и Университета святого Павла в Оттаве. Книга объемом 518 страниц выпущена издательством Львовской богословской академии и издательством «Свічадо» во Львове в 2000 году. Справочник касается богословской науки, не существовавшей в Украине в течение долгих десятков советских лет, не употреблялся и сам термин «богословие». Даже в современных «Літописах книг» Украинской книжной палаты в рубрике «Теологія, релігія, атеїзм» все перемешано. Ныне же переживаем массовый религиозный ренессанс: повсеместное возведение храмов, развитие религиозного образования, замену в вузах курсов атеизма на курсы религиеведения.
Андрей Кравчук, богослов и лингвист по образованию, реально и трезво оценивает сегодняшнюю ситуацию, справедливо полагая, что процесс восстановления религиозных наук происходит на фоне общего кризиса в обществе.
Ученый определяет существенные признаки упоминавшегося кризиса в сфере социально-религиозного мышления. Во-первых, этот переход (то ли с иронией, то ли с сарказмом Кравчук подает в скобках так называемое «перепрофилирование») от «научного атеизма» к религиеведению заглушает правду о преследовании церквей и, ссылаясь на невыразительные достоинства (толерантность, согласие, государственное строительство), ослабляет критическое мышление.
Во-вторых, политический этатизм и несознательный патриотизм препятствуют разработке социальных задач теологии и заменяют легитимное самоопределение преувеличенной изоляцией (протекционизмом) относительно достояния других культур.
В-третьих, разрушение экономической инфраструктуры научной деятельности при сохранении комфортных условий для избранных, заслуженных и благонадежных академиков обусловливает замену систематического научного изучения исторических источников журналистской и конъюнктурной поспешностью.
Диагноз жесткий и точный. Учитывая название справочника, можно было бы по многим аналогиям ожидать призыва возвратиться «к источникам» как к панацее возрождения. На самом деле
А.Кравчук считает: «при наличии таких неблагоприятных факторов, чтобы богословская наука могла возродиться (только ли богословская? — Ж.К.) и предложить конструктивные альтернативы в социальной жизни, она должна возвратиться к своим источникам».
Это не призыв. Это установка для себя на по-научному организованный труд, для создания нам, читателям, «рабочего места», «инструментария исследования».
Несколько необычный для нас термин «индекс» автор объясняет в первых строчках предисловия как систематический указатель, тематическо-хронологический перечень научной литературы, статей, рецензий из избранной научной периодики. А.Кравчук предъявляет перечень библиографических индексов-указателей книг разных авторов, среди них выделяет украинские из диаспоры, из Польши. Это позволяет ему без лишних объяснений выявить информационную ситуацию относительно богословской периодики Галиции. Основное же внимание составитель «Індекса» сосредоточивает на содействии в труде исследователя в библиографическом поиске.
В предисловии представлена хронология 19 богословских журналов — «столпов» галицкой богословской периодики, таких как «Богословія», основанная в 1923 году митрополитом А.Шептицким.
Для прагматичного современного читателя-исследователя определяющей является минимальная затрата времени на поиск необходимой информации при одновременном получении максимального количества информации по исследуемой теме. А.Кравчук об этом позаботился. Справочник тематическо-хронологический. Восемь тысяч указателей и ссылок сгруппированы в трех разделах:
«Богословські та допоміжні науки»;
«Священиче життя» (с отдельной подчастью «Проповіді»);
«Події, люди, хроніка».
Каждая часть состоит из тематических подразделов. Их всего 35.
К услугам читателя именной и географический (украинский и европейский) указатели.
Может возникнуть законный вопрос. А охватывают ли 35 тематических разделов всю проблематику, которая будет интересовать потенциальных исследователей? Безусловно, исследования могут быть значительно более узко-тематическими, но справочник А.Кравчука представляет первооснову базы данных. Историка или политолога интересуют, например, межэтнические отношения. К его услугам разделы «Соціальна нива», «Міжконфесійні та міжобрядові справи», «Церковно-державні справи».
Только любовь к своим читателям-исследователям способна была поддерживать А.Кравчука в течение семи лет трудной и кропотливой работы над справочником. И издатели, и составители индексов, да и большинство читателей-ученых хорошо представляют, что стоит за словами благодарности А.Кравчука тем, кто его поддерживал «в самых разных столкновениях с застойными и постзастойными реалиями и авантюрами».
Нужно отдать должное энергии и организаторским способностям Андрея Кравчука, ведь вокруг своего проекта он сумел объединить многих известных в Украине специалистов. Для украинского читателя, живущего в Украине, и украинского читателя из диаспоры знаковыми являются фамилии консультантов проекта: известного библиографа Мирослава Мороза, историка, академика Ярослава Дашкевича, директора Львовской научной библиотеки имени Васыля Стефаныка Ларисы Крушельницкой, главного библиографа этой же библиотеки Люизы Ильницкой, главного библиографа научной библиотеки Львовского университета имени Ивана Франко Виталия Кутыка и др.
Подготовка издания требовала систематической черновой работы, решения многих методических, технических вопросов путем визуального просмотра, тематической группировки большого количества публикаций.
Автор считал своим долгом ввести «концептуальную мудрость минувших поколений в нашу историографию», чтобы «стать наравне с другими и выяснить наш уникальный вклад в мировую культуру».
За этими словами — конкретный труд украинца, воспитанного в западной культуре, хорошо видящего и наши потенциальные возможности, и то, что мы, имея такое богатое наследие, не стоим сегодня наравне с другими.
Авторам многих книг как воздух нужны читательская реакция, читательские критические замечания.
Андрею Кравчуку стоило бы дать «Індексу» более точное название, ведь речь идет об «украинской греко-католической периодике», как это указано на титульном листе, а не об «украинской католической периодике», как читаем на обложке. Если бы на обложке нас информировали, что перед нами «Індекс української греко-католицької періодики Галичини», было бы более точно. Читателя, в особенности постсоветского, удивит, что раздел под названием «Православна церква та релігія в СРСР» начинается публикациями 1882 года. Вероятно, этот раздел должен был бы иметь название «Православная церковь и религия в России и в СССР».
Бесспорна потребность библиотекарей, распространителей книг, покупателей-индивидуалов в качественной аннотации с указанием на основное и дополнительное читательское назначение книги. Ведь справочник нужен не только богословам, исследователям церкви, но и филологам, журналистам, историкам, философам.
Книга А.Кравчука побуждает читателей-исследователей глубоко осмыслить круг своих прагматичных интересов. Когда нас игнорирует государство — не дадимся, объединим усилия! Будем информировать друг друга через массовую прессу — хорошо, что есть такие еженедельники, как «Зеркало недели», красивые региональные издания, систематически освещающие проблемы книжного дела.
Ситуация с библиографическим книгоизданием в Украине требует солидарности как составителей указателей, издателей, так и читателей-исследователей. Не стоит ли обсудить вопросы о формах взаимного диалога, читательской помощи составителям библиографических изданий, ученым-библиографам, которые нас любят, доказательством чего является, в частности, спонсорирование издательских проектов. Наверное, стоит последовать призыву Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!».