UA / RU
Поддержать ZN.ua

О львовской любви

Известный режиссер часто называет своих звездных творческих союзниц «небесными женами». А в родном Львове живут женщины, с которыми Романа Григорьевича Виктюка связала творческая судьба на многие годы...

Автор: Татьяна Козырева

Известный режиссер часто называет своих звездных творческих союзниц «небесными женами». А в родном Львове живут женщины, с которыми Романа Григорьевича Виктюка связала творческая судьба на многие годы. Актриса Любовь Яковлевна Каганова и режиссер Алла Григорьевна Бабенко по просьбе «ЗН» поделились своими воспоминаниями о земляке-юбиляре.

— Знаю Романа Григорьевича с детства, — рассказывает Любовь Каганова. —Еще когда он играл у меня в спектакле «Сомбреро», я заметила в нем талант и азарт. Когда он бывает во Львове, всегда звонит, мы встречаемся и обязательно ходим на Лычаковское кладбище, чтобы почтить память актеров, уже покинувших этот мир. Роман покупает много цветов и разбрасывает их по могилам. Он горячо любит Львов и с большим уважением относится к людям, которые помогали ему. В частности, всегда с особой нежностью вспоминает актеров Асю Бурштейн и Юрия Копистова (очень рано и трагически ушедшего из жизни), с которыми Роман работал в Театре юного зрителя.

Я признательна Виктюку за то, что он во всех своих интервью вспоминает меня и мою подругу народную артистку Украины Зинаиду Дехтяреву (которая 38 лет служила в Театре Прикарпатского военного округа), называя нас самыми лучшими актрисами в мире.

Знаете, на одном из концертов Роману Григорьевичу пришла записка, где его спрашивали о любимой женщине. Я в то время стояла за кулисами. Виктюк вместе с Шифриным и Маковецким посадили меня на стульчик и вынесли на сцену — так Роман публично признался мне в любви...

* * *

— Человек он феноменально талантливый, противоречивый и авантюрный, — делится воспоминаниями о Романе Григорьевиче режиссер Алла Бабенко. — Всю жизнь он читал очень много. К слову, в свое время в Вильнюсе умудрился проникнуть в закрытые фонды местной библиотеки и от руки (поскольку не было тогда ни сканеров, ни ксероксов) переписал для себя лично десяток с лишним книг. Он поглощал книги буквально тоннами. Знал философские работы Соловьева и Бердяева. А что касается театральной литературы, то здесь вообще без комментариев.

Наверное, лет до сорока пяти Виктюк ездил в поездах и летал в самолетах по фальшивому студенческому билету (чтобы платить 50 процентов стоимости — незаурядная экономия средств!), который сделал сам.

Однажды Роману удалось выдать себя даже за Олега Табакова, на которого в молодости он был очень похож.

Еще любил разыгрывать по телефону, доводя до истерик, в частности, Галину Волчек из театра «Современник». Однажды так разыграл Фаину Раневскую, срочно вызвав из дома на спектакль, что та в театре потеряла сознание. Для чего это делал? Да просто развлекался!

До сих пор он очень много выдумывает, умеет создать вокруг себя миф. Когда-то, находясь во Львове без работы и без денег, от лица Министерства культуры он звонил во все театры, предлагая взять на работу... Виктюка.

Я абсолютно точно помню, когда к нему пришла большая слава — это было когда он поставил у Кости Райкина «Служанки» Жана Жене. Почему помню? Потому что это было незадолго до смерти моей мамы, которая тогда сильно болела. Услышав об успехе Романа, она сказала: «Все же пробился...».

Роман часто приезжает во Львов. Финансово полностью содержит свою семью, а это две сестры и племянница. Мне кажется, что к Львову его притягивают не только родственные чувства — он очень хочет, чтобы сестры, после всех мучений, мытарств, полнейшего невосприятия и забвения Виктюка, видели его успех. А кроме того, он никогда не забывает тех, кто помог ему получить профессию. В частности он поставил на Лычаковском кладбище памятник Наталии Половко, руководившей драмкружком, с которого начался актерский путь Романа.