В замечательном и удивительно гостеприимном городе Севастополе вот уже шестой раз проходит Международный театральный фестиваль стран Черноморской конвенции «Херсонесские игры». И хотя пять предыдущих баловали участников, многочисленных гостей и околофестивальную тусовку и впрямь многоязычием и многоликостью, этот удивил, можно сказать, не меньше. Во-первых, тем, что вообще состоялся. Выделенных аж 45 тысяч гривен еле-еле хватило, чтобы принять всего-навсего семь театральных коллективов, изыскивающих деньги на дорогу собственными силами. Слова «международный» и особенно «стран Черноморской конвенции» также вызывали некоторое недоумение, едва ознакомившись со списком коллективов-участников. Не добавляли оптимизма слухи о делах в Крыму, несколько беспокоил и приближавшийся любимый праздник, так активно отмечавшийся именно в Севастополе, - День флота, обещавший уже в период подготовки достаточно двойственную ситуацию. Слухи - слухами, но никто из коллег-журналистов также не проявлял инициативы и энтузиазма для участия в «Херсонесских играх-97». Студенты театрального вуза и те …молчали. А сколько их - беспризорных, безденежных, левых и неучтенных прозрачными и нет тенями проживали насыщенную жизнь на предыдущих.
О предыдущие… Театры из Румынии, Болгарии, Венгрии, Москвы, Санкт-Петербурга и России. Грузины, таджики, туркмены, Республика Сохо, где ты!!! Где черноморская Греция и «не» Польша… Сосед нам ближний - Молдавия. Все это уже хоть и славная, но история фестиваля. Как и его прекрасные традиции - шествия, выставки, подарки и сюрпризы. Но самые трогательные и волнующие воспоминания очень четко и хирургически отрезвляет… сама жизнь. Если в столице государства почти нищенствуют без денег, внимания и уважения многочисленные коллективы, некоторые из которых если не на грани закрытия, то уже перед расстрелом сокращения точно, то о каких эстетских пиршествах среди лета да на берегу моря. Хвала тем, кому не пришла на ум мысль «закрыть, перенести, отодвинуть» по сложившимся обстоятельствам. Неизвестно, к чему приведут они, эти обстоятельства, а ведь современный украинский театр - живой, так как живы мы - вопреки, если не назло злу.
А у каждого фестиваля искусств - свое назначение и своя высокая миссия: видеть, слышать, внимать и снискать внимания.
Вот все это и состоялось в удивительно теплой, камерной и дружеской атмосфере - главной и удивительно звонкой строке биографии «Херсонесских игр» нынешнего лета.
Сначала о гостях - единственным, но очень знакомым, любимым и уважаемым был Альтернативный театр из Белоруссии с блистательным Чертом во главе (он же Игорь Забара, режиссер и актер). Театр, как свидетельствовал уже знакомый спектакль «Комедия» Владимира Рудова, - живет и здравствует. На радость севастопольцам даже сыгран был вне конкурса дважды, почитателей не смутило даже новое название Минский малый театр - так это уже Черт с компанией запомнился по предыдущей встрече. Как, впрочем, и киевлянам, познакомившимся с альтернативщиками по позапрошлогодним гастролям. О новой работе белорусов - отдельно, как и отдельна от нас та жизнь, в которой они ныне живут. С гостями покончено, обещанные еще до последнего момента «Фарсы» из Санкт-Петербурга променяли солнце и море на гастроли в Германию. Жаль, но что скажешь - есть хотят все и везде. Как, впрочем, не лишние и слава, и признание. Дабы закончить с недоехавшими, вспомню два киевских коллектива - театральный «Бенефис» на Крещатике (сначала не было денег, потом транспорта, а затем заболел режиссер и главный актер Володя Завальнюк), а возможно, пожинал бы плоды славы, как и на международном фестивале в Клайпеде, откуда киевляне привезли светлые воспоминания об аплодисментах и «браво».
Как-то незаметно исчез из фестивальной афиши и спектакль в фойе театра русской драмы им. Леси Украинки «Фернандо Крапп написал мне это письмо». Вероятно, весть об отсутствии автора не прибавила энтузиазма для поездки. Ожидался приезд известного достаточно хорошо в Киеве немецкого драматурга Танкреда Дорста, его же пьесу «Я, Фейербах» презентовал фестивалю Киевский молодой театр. О бенефисе заслуженного артиста Украины Валерия Шептекиты, его сотворчестве с режиссером Тарасом Криворученко достаточно резонансно писала столичная пресса. Высоко оценил именно эту работу и гость фестиваля - представитель министерства культуры Баварии Йохан Хан, в результате возникли интересные совместные проекты. Что, естественно, обрадовало не только «молодых», но и дружелюбный фестивальный народ, который с интересом и заслуженным вниманием воспринял эту работу киевлян.
Сразу же привлек внимание молодостью, красотой и какой-то светлой жизненной энергией Крымскотатарский музыкально-драматический театр. Их вдохновенный «Макбет» был первым и одним из ярчайших подарков фестиваля. Киевляне также могли видеть эту режиссерскую работу Владимира Амосова и должны согласиться, что неудивительно единодушие и критики, и коллег, и зрителей, что это спектакль высокого европейского уровня, на уровне мировых интонаций. Актеры - пластичны, органичны, и молодость - вдохновенная молодость - не мешает, а, возможно, наоборот помогает постигать и раскрывать глубиннейшие психологические процессы, растравливающие и уничтожающие человеческую душу. Казалось, что тот огромный эмоциональный всплеск - открытие, которое оставил «Макбет» в постановке Роберта Стуруа, поставленный именно для молодежи трупы театра Шота Руставели, вершина мастерского проникновения. Но вот «Херсонесские игры» подарили еще один блистательный спектакль. И он свидетельствовал не только о высочайшем профессионализме, очень тонкой работе, высокой сценической культуре, где все - костюмы, мизансцены, движения подчинены осмыслению глубоких философских проблем, так пронзительно очерченных режиссером, но что немаловажно - он ярко рассказал о возрождающемся татарском театре, татарском языке, которые так гармонично входят и в европейскую культуру, и в украинскую культуру. Это настоящая победа!
Именно победой можно назвать еще одно фестивальное открытие - спектакль Львовского духовного театра «Воскресение» - «Дорога в Дамаск», поставленный художественным руководителем театра Ярославом Федоришиным по трилогии известнейшего шведского писателя Августа Стриндберга. Зная уже несколько лет достаточно хорошо почти все работы этого коллектива, очень приятно было слышать единодушно-восторженные отклики критиков. Спектакль и правда получился. Безумно сложно задуманный и удивительно тонко графично осуществленный. Все создано по законам театра: есть сценическая метафора, редкостное в сегодняшнее время сочетание музыкального ряда (так прекрасно исполненное Юрием Яремчуком) и пластики, не поработившей актеров, а наоборот, заставившей говорить каждый жест, мускул, мимический акцент. Удивительное единство, сплав безумной страсти и холодности, выверенности пластического решения. Бумага… Она как носитель энергии творца, живет своей жизнью, ибо именно на ней (или точнее в ней) остается печать, оттиск его творческого эго. Инсталяции - высочайшего европейского уровня, не декор, а живое, действующее лицо, подчиненное общей энергии действия. Высшего мастерства и работа актеров, особенно Владимира Мовчана… Великолепна и работа художника - киевлянина Антона Лобанова. И здесь логично отступление.
Сотворчество львовян и киевского художника этот успех не случаен. На протяжении нескольких лет близкое общение во время фестивалей, естественно, взаимообагащало, возникали новые, более тесные контакты, четче и конкретнее вырисовывались и определялись эстетические аспекты. Какого бы уровня не был фестиваль, какие бы не определялись или терялись в процессе концепции, конвенции и статусы, фестиваль всегда и при любых условиях выполняет свою основную и главную миссию: дает возможность увидеть то, что и как делают другие, определить свое собственное место в общем контексте, кстати, учит не делать тех явных и конкретных ошибок, которые и уведут на дорогу в никуда. Какое бы определение мы не давали той или иной сценической работе, театр жил и будет жить по своим четким и конкретным законам. Так уж он сконструирован, этот мир Театра. Именно эта оценка спектаклей и львовян, и кримычан - «сделан по законам театра» - и была высшей оценкой труда этих коллективов. Возможность смотреть, думать, оценивать и сопоставлять - плодотворная часть всех фестивальных тусовок.