UA / RU
Поддержать ZN.ua

О БЕДНОМ ИСКУССТВЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

В последние годы многие мои соотечественники, не так давно именовавшие себя интеллигенцией, предпочитают обсуждать распоясавшуюся до неузнаваемости и докатившуюся до ручки стоп-крана злобу дня...

Автор: Ирина Карпинос

В последние годы многие мои соотечественники, не так давно именовавшие себя интеллигенцией, предпочитают обсуждать распоясавшуюся до неузнаваемости и докатившуюся до ручки стоп-крана злобу дня. Разговоры об искусстве в себе и о себе в искусстве можно услышать нынче так же редко, как раньше - напрасные речи о бизнесе. Искусство, принадлежавшее недавно тюрьме народов, теперь выпущено на свободу и гуляет в чем мать родила по необъятным просторам почившего в Бозе социалистического лагеря. Иногда оно, искусство, забредает обогреться на денек-другой под гостеприимную крышу какого-нибудь фестиваля. Их теперь развелось видимо-невидимо, этих фестивалей искусств, маленьких и больших, денежных и не очень, профессиональных и любительских. А недавно в горах Словакии состоялся форум документального кино, посвященного исключительно проблемам искусства. Фестиваль «Арт Фильм» посетили Альберто Сорди и неутомимая Джина Лоллобриджида, а рассказал мне о нем киевский кинематографист Александр Витгоф.

- Фестиваль «Арт Фильм» проходил в живописнейшем месте Словакии, которое называется Тренчанске Теплице. К сожалению, большая часть фильмов, представленных на конкурс, сделана в традиционной избитой манере: искусствовед рассказывает о том, что мы видим на экране, или художник (актер, музыкант) рассуждает о своем творчестве. Но были и прекрасные английские фильмы, посвященные танцу. Один из них получил вторую премию «Серебряный ключ». А бельгийский фильм «Города прошлого» занял первое место - «Золотой ключ». Фильм очень дорогой, в нем использована компьютерная графика, с технической точки зрения, он сделан на высочайшем уровне. Фильм одиннадцатиминутный, о художнике средневековья, без единого слова. В том, что он получил первое место, немалую роль сыграла реклама, благодаря которой был большой ажиотаж. У фильма британские и французские продюсеры, на фестиваль приехала бельгийская делегация, и были сделаны рекламные проспекты.

- Расскажите о своем фильме, который участвовал в конкурсе. Что сейчас удается снимать режиссеру-документалисту?

- Вообще-то это моя первая работа в документальном кино. Я-то сам - художник-мультипликатор. А сейчас у меня возникла идея создания ряда фильмов об украинских современных художниках. Работа, с которой я поехал в Словакию, - о художнице-киевлянке, которая в Украине малоизвестна. Ее старшая сестра в Москве занимается книжной графикой, ей предоставили в цирке на Цветном бульваре мастерскую. А младшая сестра Катя Сапожкова - самородок, она долгое время не бралась ни за перо, ни за кисть - и вдруг в девятом классе в ней что-то проснулось. Я наблюдал рост ее мастерства поэтапно. Катя стала работать в своей технике, не похожей на других художников. Сначала ее графические работы напоминали стиль Нади Рушевой. Но в процессе творческого развития Катя нашла свой ход. Сейчас ей уже 25 лет - и человек живет практически в замкнутом мире. Катя не ходит в арт-клубы, мало знакома с художниками, все, что выплескивается у нее в творчестве, - это плод ее фантазии. Изобразительное искусство Кати Сапожковой удивительно сочетается с музыкальным восприятием. Под звуки классической музыки, записанной на пластинке, она создает свои картины. Мне захотелось сделать фильм, который бы выразил ее восприятие музыки и совершенно современный подход к живописи и графике. Так я снял фильм «Гармония», восьмиминутный, с элементами хорошо известной мне анимации. Я закончил фильм за два с половиной месяца и апробировал его на «Славянском базаре» в прошлом году. Потом состоялись просмотры у нас в Украинском доме и в Доме кино. В фильме использована музыка Вивальди и Паганини. Начало фильма «Гармония» говорит о том, в каких условиях живет Катя, снята ее квартира, где висят картины, лежат книги, пластинки... Вот она сидит за столом и работает... Потом я делаю наезд на освещенную свечу и засвечиваю экран, на котором пишу: «Гармония». Дальше графическая часть преображается у зрителей на глазах из одной картинки в другую, потом графический рисунок начинает заполняться цветом, ритм наращивается, а к концу фильма все возвращается к исходному моменту - так замыкается круг. Продюсер фильма - Лина Агаркова, представляющая творческое объединение «Українська спадщина». На «Молодости-95» фильм «Гармония» получил от фирмы «Инко-Арт» диплом за лучшее решение в области передачи искусства.

- Какие еще существуют фестивали, подобные словацкому «Арт Фильму»? Какие фильмы запомнились вам в Тренчанском Теплице?

- В Париже в Культурном центре имени Жоржа Помпиду в октябре будет фестиваль фильмов, посвященных искусству. Такие фестивали проводятся также в Германии и в Канаде. Из Франции и Германии я надеюсь получить приглашения. А в Тренчанском Теплице мне запомнился фильм, который почему-то не был отмечен жюри. Это голландская лента о людях, выброшенных из общества, по-нашему - бомжах. Но в этих людях настолько сильно творческое начало, что они даже в условиях ночлежки поют, делают театральные постановки, из обычной проволоки создают интересные скульптуры, занимаются живописью. Меня этот фильм поразил своей жизнестойкостью. Еще я запомнил ленту о фотографе, который ходит по старым брошенным селам Словакии и снимает оставшихся людей, лишенных всего. Вообще замечательно, что правительство Словакии покровительствует организаторам фестиваля, содействует им финансово и морально; фестиваль посетили в этом году министр культуры Словакии и звезды мирового кино. В конкурсе участвовали 20 стран, не только европейских, но и Австралия, Канада, США, Иран и Израиль.

- После духовной подпитки в Словакии что вы будете снимать?

- Если будут деньги, я продолжу сериал о художниках Украины, независимо от того, знамениты ли они. Хочу создать детскую энциклопедию в анимационном воплощении. Это будет многосерийный фильм о славянском мальчике, который жил в Киевской Руси, попал к викингам в плен и участвовал в их походах на Данию, Англию, Францию - и так дошел до Италии. В конечном итоге он попадает в Константинополь, убегает к дипломатам из Киевской Руси и возвращается на Родину. Еще мне хотелось бы поставить фильм по единственной сказке Жорж Санд, созвучной нашему фольклору об Иванушке-дурачке.

- Вам удалось в очень сложных материальных и моральных условиях нашего времени снять «Гармонию», фильм, как я догадываюсь, для души. А что такое халтура, в вашем понимании?

- Халтура - это работа, не связанная с моей профессией, не для души, а для денег. Я проработал в кино с 70-го года на Киевнаучфильме как художник-мультипликатор. Сейчас на нашей киностудии павильоны заняты под склады, а комнаты сдаются в аренду неизвестно каким организациям. Вот я и вынужден делать металлические кольца и зарабатывать на этом не больше семи миллионов в месяц. Когда мне пришлось оформлять паспорт на фестиваль, жена безропотно отдала свою получку и премию, чтобы я мог поехать со своей работой в Словакию. После фестиваля я вернулся в Киев поздно ночью и вынужден был остаться до утра на вокзале - и вдруг объявили, что в зале заложена мина, и всех выгнали на площадь. Таков был финал моей поездки.

- И все-таки, какое основное послевкусие фестиваля «Арт Фильм»?

- Я доволен, что увидел силы европейского и мирового кино. Очень обидно, что украинские режиссеры, которые делают фильмы об искусстве на высоком профессиональном уровне, не известны никому. Мы знаем этих людей, в лучшем случае, в кругу киношников. Я рад, что мне удалось прорубить малое окно в Европу, ведь я был единственным представителем от СНГ на фестивале. Теперь мой фильм «Гармония» занесен в каталоги, которые разъедутся по всему миру, и люди увидят, что кино есть и в Украине.