Уходящий год запечатлелся в памяти "театром военных действий". Впрочем, собственно Театр тоже пытался действовать, взаимодействовать, реагировать, рефлексировать. По просьбе ZN.UA семь активных наблюдателей украинского театрального процесса (киевские критики) поделились своими блиц-монологами - о прекрасном и тревожном в 2014-м сценическом году. Конечно, это не "рейтинг лучших спектаклей", это - лишь мнения по поводу...
Анна ВЕСЕЛОВСКАЯ (театровед, автор газеты "День"):
- Ни один театральный год не соразмерен году календарному, а тем более нынешний. Ведь события в театре в малой мере отражают происходившее в течение года. Получается так, что смотрим в кривое зеркало, которое отражает не нас и не события вокруг нас, а причудливый искусственный мир. И это - тревожно. Иногда раздражение вызывает даже сама афиша, большую часть которой заполняет коммерческий репертуар, или вторсырье (некогда громкие и популярные произведения), а сегодня так и вовсе неуместные. Такие, например, как советская пьеса "В поисках радости" драматурга Виктора Розова (премьера на сцене Киевского ТЮЗа на Липках).
Вызывают удивление и постановки отдельных откровенно конъюнктурных спектаклей к юбилею Т.Шевченко, так же и неоправданно роскошные и очень затратные сегодня постановки.
А прекрасной всегда в театре была искренность. Но спектакли искренние, сделанные с вдохновением - редкость. Меня поразил своей искренностью "Вий" в постановке Максима Голенко, в котором играют в основном непрофессиональные актеры.
Искренним до наивности показался пластический спектакль "Разврат змеи" в Киевском академическом Молодом театре.
Такая же интонация прекраснодушной искренности царит в спектакле Д.Богомазова "Веселье сердечное, или Кепка с карасями" по мотивам произведений Юрия Коваля.
На самом деле ожидала, что театры значительно активнее откликнутся на события нынешние - Майдан, война... А реально в Киеве вышло всего два спектакля - "Дневники Майдана" в театре имени И.Франко и "Возвращайся живым" в Муниципальном театре оперы и балета...
Надежда СОКОЛЕНКО (критик, главный редактор журнала "Український театр"):
- Театр как "чистое искусство" в период войны не выходит на первый план. К сожалению. Так же, как, к сожалению, театральное искусство (вообще культура) остаются вне зоны внимания со стороны государства.
Что мы видим в государственных инициативах? Спорадические попытки на скорую руку изменить что-то одно и небольшое. Это выглядит как попытка скорее еще больше сэкономить на культурной сфере, чем действительно начать ее реформировать, менять. Именно это - тревожно.
Теперь о прекрасном. Прежде всего, это люди театра. Которые проявили гражданскую позицию, не спрятались за пыльными кулисами. Понимая публичность профессии, они помогают, вдохновляют, поддерживают, играют благотворительные представления. Это чистая и светлая энергия, которая вселяет надежду на то, что сознательное гражданство перенесется также и в театральное искусство, а в нашем украинском театре появятся спектакли, которые будут стимулировать мысль, будить социум.
Если говорить об определенных оптимистических тенденциях - это появление молодого поколения режиссеров и драматургов. III фестиваль молодой режиссуры им. Леся Курбаса, "молодежные" спектакли в киевских театрах, а также в других городах это подтверждают.
Прекрасно, что, вопреки всему, проходят премьеры, фестивали, мастер-классы. И всегда обидно, когда в игру вступают спекуляции, нездоровые амбиции.
Прекрасно, что украинским театральным искусством сейчас интересуются за рубежом.
Жаль, что эти возможности мы снова используем недостаточно...
Юлия БЕНТЯ (критик, обозреватель издания "Капитал"):
- В 2014-м, рассуждая о "прекрасном" и "тревожном", трудно говорить, собственно, о "мейнстриме", то есть так называемом "среднем течении" в искусстве. Иногда важнее то, что происходит на "прилегающих" территориях: по сторонам, рядом. То, что подпитывает, закладывает будущее или каким-то образом переосмысливает ранее созданное, вырастает из малых, частных желаний.
"Театральная платформа" провела Международную школу в "Литературно-художественных Плютах", где в течение недели измеряли новый актуальный театр из разных стран. Был интересным III фестиваль молодой режиссуры им. Леся Курбаса.
Черкасская театральная лаборатория, которую вытягивает на своих плечах Сергей Проскурня, занята заключением "браков" драматургов и режиссеров, которым не выжить друг без друга.
Польский журнал "Театр" в 2014-м выпустил тематический украинский номер, полуторатысячный тираж которого разошелся моментально (польские театралы признаются, что такого коммерческого успеха профессионального издания не помнят).
Кстати, в Польше готовят к печати сборник пьес молодых украинских драматургов. Издательство "Темпора" выпустило Януша Гловацкого в переводе Александра Ирванца: "Антигона в Нью-Йорке" можно будет увидеть в Харькове.
Один из самых интересных режиссеров молодого поколения, Стас Жирков, наконец-то обрел дом - "Золотые ворота" ("театр, а не музей"). Там он возобновил свой дебют, "Наташину мечту". А "Киев модерн-балет" Раду Поклитару чуть ли не ежедневно показывает по всей Украине "Щелкунчика": этот спектакль обязателен к просмотру.
Художественный руководитель Киевского Молодого Андрей Белоус в 2014-м открыл Микросцену - для дебютов режиссеров и актеров уже вышло несколько заметных премьер "Разврат змеи", "Жара", "В чем чудо, тетя?"
Виталий Кино в Новом украинском театре представил альтернативную, "нижнюю" площадку.
Чрезвычайно важные проекты кинотеатра "Киев" - "Британский театр в кино" и "Уикенд в Опере" - это новое для Украины, "большоэкранное" измерение театра, хрестоматия для эстетов.
В рубрике "значительное": спектакль "Кепка с карасями" режиссера Дмитрия Богомазова в Театре драмы и комедии, заново переосмысленный "Вий" Виталия Губаренко в Одесской опере, гастроли Львовского театра имени Курбаса с "Лесной песней" и "Забавами для Фауста".
Вне конкуренции - балет "The Great Gatsby" с героем-одиночкой Денисом Матвиенко в центральной партии и "Кориолан" Владислава Троицкого, специфика которого вряд ли укладывается в привычные смысловые границы слова "опера".
О тревожном? Как-нибудь в другой раз...
Ольга КИЗЛОВА (музыкальный критик, ZN.UA):
- Опера и балет - это именно те жанры музыкального театра, которые нуждаются в очень серьезных финансовых вливаниях. На Западе, как известно, многие такие театры существуют благодаря поддержке меценатов. У нас - в основном бюджетные поступления. С одной стороны, это хорошо. Хорошо, что руководители украинских музыкальных театров не волнуются в поисках спонсоров. С другой стороны - это стало причиной затхлости и стагнации, снижения градуса творческих поисков. В частности, режиссура репертуарного украинского музыкального театра - это музей, это умерший Сфинкс. Многие годы эксплуатируют давно найденные режиссерские приемы, которые теперь воспринимаются как дикие штампы.
Недавно главный режиссер одного из национальных музыкальных театров Украины на фоне "почетных грамот" публично сообщил, что "в существующих условиях театр выпускает премьеры, много гастролирует и делает это безо всякой бюджетной поддержки со стороны государства..."
Другими словами, как бы пожаловался на отсутствие средств - и в то же время отметил "успешную работу".
Извините, но национальный театр получает в год около
180 млн грн. Такие бы деньги - да в провинцию!
А тем временем, что делают в столице за эти деньги? Продолжают "перелицовывать" классику, отталкивают талантливых креативных музыкальных лидеров.
Недавно на главной музыкальной сцене вышла премьера балета "Дама с камелиями". Это так называемый "коллаж": музыка Бетховена, Брамса, Стравинского и других. К сожалению, рецензии далеко не положительные. Есть надежда, что хотя бы запланированное содружество театра с Владимиром Малаховым приведет к более достойному результату.
Как известно, заметным событием в музыкальном театре Украины стала премьера балета "Великий Гэтсби" на сцене дворца "Украина": композиторы К.Меладзе, Ю.Шепета, балетмейстер Дуайт Роден. Масштаб постановки и творческих дискуссий вокруг нее - свидетельство того, что продюсеры попали в яблочко музыкальных надежд наших музыкальных гурманов.
Уходящий год, к сожалению, отметился позорной историей вокруг Влада Троицкого, когда его назначили художественным руководителем Муниципального музыкального театра на Подоле. Впрочем, господин Троицкий продолжил работу - уже на другой территории, а это территория так называемой "новой оперы". Его "Кориолан" - это не опера в традиционном смысле: оркестра нет, а есть инструментальный секстет. Это не рок-опера, не мюзикл. Это результат "проектного" мышления, очень популярного и востребованного в Европе.
Обозревая прекрасное и тревожное, нельзя обойти события вокруг Донецкой национальной оперы. До сих пор неизвестно, мы потеряли один из лучших театров страны, или он еще вернется в лоно государства? На днях пришло известие, что российская оперная дива Анна Нетребко (она живет в США) пожертвовала Донецкому театру миллион российских рублей - "на поддержку"...
Произошли в области музыкального театра и некоторые важные кадровые изменения. Например, Харьковский оперный театр возглавил талантливый дирижер Виктор Плоскина (ранее работал главным дирижером в Минске). Все заметили и назначение Василия Вовкуна на должность художественного руководителя Львовской национальной оперы. А с декабря новый художественный руководитель и в Одесской опере - это пианист Борис Блох, о котором говорят "человек мира".
Как и раньше, довольно громко резонировали на Западе наши вокальные и балетные звезды: Людмила Монастырская, Оксана Дикая, Ольга Безсмертная, Михаил Дидык, Анатолий Кочерга, Иван Путров.
2014-й, каким бы он ни был сложным, не убивает надежду на то, что наши настоящие музыкальные звезды будут сиять не только на Западе, но и на родном небосклоне.
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ (критик, главный редактор журнала "Театрально-концертный Киев"):
- Прекрасное и тревожное в 2014-м театральном невозможно рассматривать "вне контекста". На события, происходившие и происходящие в стране, театр реагировал искренне, эмоционально, стараясь не опоздать со своими впечатлениями.
Иногда это попадало в цель. (Например, импреза сестер Тельнюк "Возвращайся живым!") Иногда несколько удивляло... Собираясь на премьеру "Дневников Майдана" в Национальном театре имени И.Франко, была убеждена, что стану свидетелем мощного действа. А увидела то ли эскиз будущего спектакля, то ли вечер чтецов, то ли актерские зарисовки. Неужели жанр "документальная драма" полностью исключает такие составляющие театральной постановки, как полноценное музыкальное оформление, декорации? Знаю, что режиссеры не любят рассуждений в стиле "а я бы сделал иначе", но все же позволю вопрос: в конце концов, где как не тут использовать, например, видеохронику?
Между тем радует Черкасский театр, который продолжает продуцировать интересные спектакли украинской новой драмы.
Из наиболее ярких последних художественных впечатлений - "Кориолан" Влада Троицкого.
Что касается тенденций. Очень хотелось бы, чтобы назначение Стаса Жиркова на должность художественного руководителя театра "Золотые Ворота" дало старт направлению на обновление кадров. Не секрет, что на руководящих должностях во многих ведущих театрах работают люди постпенсионного возраста. Поэтому постепенная ротация давно назрела.
Кристина ХОМЕНКО (блогер в theater-kiev.livejournal.com):
- С внешней (структурной) точки зрения, в 2014-м состоялось открытие трех важных новых сцен: Микросцена - в Молодом театре, реструктурирована площадка для "Золотых ворот", во Львове - "Первая сцена современной драматургии".
Кажется, энтузиазм у нас имеет обратно пропорциональную зависимость от уровня важности площадки. Хотя не без
исключений. В театре имени И.Франко (Камерная сцена им. С.Данченко) состоялся важный показ "Дневников Майдана", "проглотить" которые театральной общественности будет сложно, но пусть привыкает... К тому же руководители театра не намерены останавливаться, продолжая линию общественно важных проектов.
Наряду с этим наблюдается тенденция к движению из "низов". И его чистая энергия действительно творит неповторимые вещи. Чего только стоят три черкасских премьеры "Лена", "История о человеке, с которым случилась история", "Сканинг". Ни одну из них нельзя назвать заурядной ни по работе режиссера, ни по драматургическому материалу.
А это - результат самоорганизованного движения "Украинская новая драма". В очередной раз в истории нашего театра именно в Черкассах зарождается и бурлит прогрессивная энергия постановок, которых нет больше нигде. Пусть само здание приходит в упадок, и штукатурка осыпается со стен, но театр жив - именно за счет внутренней энергии.
Маленькое (и тоже запущенное) помещение Первой сцены современной драматургии во Львове влило в свои жилы потенциал кураторов Drama.UA. И хотя этот фестиваль в прошлом году стал яркой вспышкой, в этом году распределил свою энергию на громкие и провокационные чтения (они больше напоминают черновики будущих постановок), но о них говорит театральное сообщество, на показах - аншлаги, а среди гостей не только жители города и узкопрофессиональная аудитория.
Стоит также отметить движение "извне"... Социально-политические изменения открыли наш плотно законсервированный театральный сосуд. В Германии вспыхнул интерес к украинской драматургии, перевели и поставили пьесу Дмитрия Тернового "Детализация", написанную 2 года назад для австрийского конкурса "Говорить о границах" (хотя актуализировалась она только сейчас в виде постановки).
Пьесу Павла Арье в Москве поставил Роман Виктюк, а отсутствие перевода в этом случае - достижение, ничуть не меньшее, чем перевод на немецкий. Карт-бланш также был дан "Дневникам Майдана" Натальи Ворожбит, которые прочитали в Москве, Гданьске, Лондоне, Вильнюсе.
Вот еще совсем маленькое, но тоже показательное событие: актриса Анастасия Любченко сначала получила специальное образование в Киеве, а теперь продолжает обучение пластическому театру в Амстердаме, собрала деньги через нидерландский краудфандинг и привезла к нам свой спектакль "Influence - Влияние", текст для которого написала украинский драматург Мариам Агамян. Поэтому театральное движение оживляется не только на макро-, но и на микроуровне.
Олег ВЕРГЕЛИС (критик, редактор отдела культуры ZN.UA):
- Три министра культуры только за один год, 2014-й, - это уже симптом тревоги. Хотя причины объективные, даже исторические.
Впрочем, простите, каждый раз "реформировать" по новой или опять все с чистого листа, иногда не учитывая даже полезный опыт предшественников, - это действительно тревожит: а что же дальше?
То есть что дальше с уже объявленной инициативой введения контрактной системы в украинских театрах? Что будет с программой помощи театрам на востоке страны? Будет ли поддержана ранее анонсированная политика на обновление руководящего состава в театрах?
Собственно, "дальше" - будущее покажет...
Среди тревожных, но понятных сценических тенденций 2014-го, конечно, "перевербовка" репертуара на сторону "врагов" высокого искусства. То есть того коммерческого драматургического ширпотреба, который вынужденно заполняет афиши. Театрам, конечно, как-то нужно выживать, собирать аншлаги (ожидать поддержки от государства в такое время не приходится).
Однако нынешняя тотальная "бульваризация" репертуарных театров -воспитание зрителя, который жаждет только гогота. И потеря зрителя, собственно, умного, образованного - театрального.
Как сегодня балансировать театрам на трапеции? Сказать трудно. Но несоблюдение баланса угрожает срывом в пропасть.
Несмотря на тревоги, связанные с войной и экономикой, 2014-й все-таки явил некоторые важные процессы - актуальные, инновационные. Оксана Дудко - во Львове, Сергей Проскурня - в Черкассах, Андрей Май - в Киеве. Это трио разрабатывает территорию новой драматургии. Заметны ростки. Новая украинская драма накапливает художественную энергию, что-то сканирует, что-то отрицает. Авторов много. Но подлинных (!) авторов для Театра много не бывает и быть не может. Театр - сито, которое просеивает имена, судьбы, произведения. Остаются в афишах избранные.
Словно вопреки стагнационным процессам в репертуарных музыкальных театрах - резонансные "автономные проекты" от Д.Матвиенко и В.Троицкого. Это "проектный театр", который рано или поздно станет полноценным игроком и в нашей стране. Собственно, проектный театр - как государство в государстве - Раду Поклитару, выпустивший в 2014 году интересный балет "Женщины в ре минор".
Риск отдельных культурных чиновников (в частности львовских) также дает результаты резонансные (для кого-то, может, даже скандальные). Имею в виду назначение художественным руководителем Львовского театра имени Леси Украинки режиссера А.Коломийцева. Засучив рукава, он начал создавать "новое лицо" старого театра. Сам по себе этот процесс - уже получше, чем бывший "склеп" в центре красивого города. Тема "театр в красивом провинциальном городе" - недораскрыта ни в 2014-м, ни в прошлые годы. Хотя в некоторых городах есть образцы творческих поисков, а не только "одичания": Чернигов, Ивано-Франковск…
Пристальное внимание молодого крыла нашей критики в 2014-м было приковано к важному III Фестивалю молодой театральной режиссуры, к разноформатным драматургическим проектам... Впрочем, оглядываясь на уходящий год, на мой взгляд, стоит говорить и об избранном лучшем в нашем "базовом", том самом репертуарном театре.
Интересное есть. Пусть не так часто.
Порой творческое явление может возникать как отдельная вспышка. Вот, например, входит новый актер в уже устоявшийся спектакль (как это произошло с Евгением Авдеенко в роли Дон Жуана из "Каменного властелина" в Киевском театре имени Леси Украинки)... И сценическая композиция получает новую энергию, даже обновленную парадигму концепции.
Украинский национальный театр - это (в частности) и театр актерских взлетов, тех самых "вспышек". Наталья Сумская, Петр Панчук, Владимир Горянский, Виталий Салий, Валерий Легин, Лилия Ребрик, Марк Дробот, некоторые другие подарили в 2014-м заметные театральные "вспышки". Свою последнюю замечательную роль в 2014-м сыграл и Виталий Линецкий...
Дорогого стоит и необычайная тишина (а также слезы) в финале спектакля "Коварство и любовь" в Киевском Молодом (режиссер Андрей Билоус): это пример тактичной, чуткой интерпретации классики (трагедия Ф.Шиллера). Такая же чуткость, хотя в другом формальном направлении, отличает и Дмитрия Богомазова с его премьерой по мотивам советского прозаика Ю.Коваля.
...Прекрасное и тревожное - это, собственно, сам украинский театр, его витальное искусство.