UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЮАНСЫ ЗНАМЕНИТОГО МАЭСТРО

Есть у меня близкий друг и дальний родственник Роман Кофман, очень талантливый, я бы даже сказал, блистательный музыкант — скрипач, дирижер, композитор...

Автор: Григорий Кипнис

Есть у меня близкий друг и дальний родственник Роман Кофман, очень талантливый, я бы даже сказал, блистательный музыкант — скрипач, дирижер, композитор. В прошлом году указом Президента ему, наконец, присвоили давным-давно заслуженное звание заслуженного деятеля искусств Украины. Прежде, в советский период, видимо, мешало «графское» происхождение (не от слова «граф», а от слова «графа», та злополучно-пятая). О том, что Роман Кофман действительно ЗАСЛУЖЕННЫЙ и на редкость неутомимый деятель на ниве искусства, лишний раз свидетельствует хотя бы тот факт, что, постоянно проживая в Киеве, он до самого последнего времени являлся главным дирижером одновременно четырех симфонических оркестров: Киевского камерного — раз, Донецкой филармонии — два, Киевской консерватории — три и Сеульского в Южной Корее — четыре. Как ему это удавалось, одному Богу известно, тем не менее всюду им были довольны. А кроме того его частенько приглашают дирижировать лучшими симфоническими оркестрами Москвы, Санкт-Петербурга и разных столиц западноевропейских стран.

Как видите, мой друг — человек вроде бы вполне серьезный. Но это только кажется. Просто он, по известному одесскому выражению, только делает вид, что серьезный. По-настоящему он серьезный разве что в музыке, да и то — не всегда. О какой серьезности может идти речь, если на протяжении нескольких десятилетий, будучи студентом и выпускником сначала одного, а потом и другого (дирижерского) факультетов Киевской консерватории, а затем и ее преподавателем, он бессменно оставался автором и постановщиком чуть ли не всех консерваторских капустников, которые славились на весь Киев своим остроумием и весельем. Или, скажем, совсем другой случай, когда я однажды обнаружил его имя на 16-й странице «Литературной газеты» в качестве автора литературной пародии. Пикантность ситуации заключалась в том, что мой родственник попал в мою же родную «Литературку» без участия ее собственного корреспондента по Украине, а просто, минуя меня и как бы игнорируя, отправил свое сочинение по почте, как говорится, самотеком. И, как это ни странно, пародия благодаря своей свежести и оригинальности сама прорвалась на страницу элитарного клуба «ДС»...

Так что только играть на скрипочке, дирижировать солидными оркестрами и писать музыку, скажем, для театров ему, как видите, мало. В частых гастрольных поездках, особенно когда не спится, он еще сочиняет кое-что при помощи... Нет, в данном случае при помощи не нот, а букв. Отдельные буквы превращаются у него в слова, последние в добротные стихи и прозу. Опять же, стихи и проза у него не только серьезные по форме и содержанию, но иногда и смешные. Все, написанное им не на нотной бумаге, собрано теперь вместе и издано отдельной симпатичной книгой. А называется она просто — «Нюансы». Замечу, что само это слово ему чем-то особенно близко, он даже как-то обронил: «Жизнь — это пиршество нюансов, волшебный бал полутонов».

А пока познакомьтесь с его стихотворением из иронического цикла «Географические элегии» и пародиями на известные стихотворения Расула Гамзатова и Владимира Солоухина.

Роман КОФМАН

Трускавец

(мочегонная-лирическая)

На горе — стада овец.

Под горой — криница.

Славный город Трускавец;

Городок-больница.

Здесь гуляют до зари

От ларька до почты

Мочевые пузыри,

Печени и почки.

Все сдано — моча и кровь,

Кончено с делами —

И курортная любовь

Шелестит крылами.

Все свидания — в одной

Негустой аллейке.

Вот пузырь, едва живой,

С кем-то на скамейке.

Хоть от немощи дрожит

И мочиться нечем —

Обнимает, паразит,

Молодую печень.

Про любовь свою поет

И целует в щечку.

За киоском пищевод

Соблазняет почку.

По бокам аллеи спят

Молодые вязы.

С мочеточником стоят

Две кокетки-язвы.

За углом толпа бурлит,

Кто-то стонет глухо:

Бьет подвыпивший гастрит

Селезенку в ухо.

А желудок — молодец:

— Ну-ка, — буркнул, — бросьте!..

...Славный город Трускавец,

Приезжайте в гости.

Подражания Расулу Гамзатову

Глоток воды я выпил из реки,

Но говорят недаром старики:

«Вода чиста не там, где ты нырял,

А там, где санинспектор проверял».

Я эту притчу позабыл — и вот

Душа болит. И с ней болит живот.

И я лежу, слабее старика,

И жар души дошел до сорока.

(У нас в горах такой обычай есть —

Лишь у здоровых тридцать шесть и шесть.)

Приятель мой, ты хочешь быть здоров?

Не пей воды! И слушай стариков!

Подражания Владимиру Солоухину

«...И сердце щемит
без причины,
и сила ушла из плеча.

Мужчины,

мужчины,

мужчины,

вы помните
тяжесть меча?..»

В.Солоухин

Земляне идут к юбилею —

двухтысячный год все видней.

Но стали намного слабее

мужчины сегодняшних дней.

Когда-то, грубы, нелюдимы,

к отсветам мигающих звезд

они на потеху любимым

таскали бизонов за хвост.

В болезнях и в битвах веселых

не знали ни стонов, ни слез;

врагов разрубали до пола

и женщин ласкали всерьез.

И споры в минуты досуга

решали в застольном бою,

кишечник вчерашнего друга

мотая на шпагу свою...

А ныне в одежде неброской,

кашне нацепив кое-как,

в очках и с дырявой авоськой

мужчины ныряют в продмаг.

Сменяя жену у духовки,

вздыхают, скромны и тихи,

и даже (подумать неловко)

ночами слагают стихи!

Мне стыдно по этой причине,

и сам от себя я бегу,

и быть мне противно мужчиной,

а женщиной быть —
не могу...