UA / RU
Поддержать ZN.ua

НУ И ЦИРК

Когда-то, во времена Советского Союза, в культуре этой супердержавы существовало три наиболее прибыльных организации: фирма грамзаписи «Мелодия», кинотеатры и цирки...

Автор: Елена Береговая

Когда-то, во времена Советского Союза, в культуре этой супердержавы существовало три наиболее прибыльных организации: фирма грамзаписи «Мелодия», кинотеатры и цирки. Фирма «Мелодия» прекратила свое существование с наступлением эры более качественных звуконосителей, кинотеатры опустели в связи с передачей их в коммунальную собственность и потерей настоящих хозяев, заинтересованных в их функционировании как очагов культуры и пропаганды киноискусства, а цирки, некогда столь посещаемые и прибыльные, в силу отсутствия платежных возможностей населения стали нуждаться в дотации государства на коммунальные услуги, на поддержание технических средств и поголовье животных. Попытки, предпринимаемые для спасения этого вида искусства в независимой Украине, пока что не дают желаемых результатов, и все из-за того же пресловутого отсутствия средств в госбюджете. Правительству, Верховной Раде, органам исполнительной власти и другим государственным учреждениям вплоть до администрации Президента Украины предлагаются проекты, альтернативные существующей концепции развития циркового жанра, но они не всегда обоснованы творчески и экономически.

А втором одного из таких про-

ектов является Павел Шат-

ковский - бывший руководитель государственного предприятия «Цирковой творческий коллектив «Звезды Украины». Суть этого проекта состоит в том, чтобы оставить в государственной собственности 4 из 11 стационарных цирков, имеющихся в крупнейших областных центрах Украины, а остальные 7 передать в коммунальную собственность городов. Освобождающиеся от этой акции средства использовать на приобретение экзотических животных и отсутствующих в Украине передвижных цирков-шапито. Именно передвижные цирки и смогут, на его взгляд, решить проблемы цирковой отрасли и дать прибыль государству. «Эта концепция предложена мной еще в 1991 году, когда встал вопрос о том, кому же будут принадлежать цирки бывшего объединения «Союзгосцирк», находящиеся на территории Украины, - говорит Павел Шатковский. - Стационарные цирки - это утопия, особенно в таком количестве, как сейчас в Украине. Во всем мире существует всего 6 таких цирков, а только в нашей стране их 11. При советской власти стационарные цирки были построены не для выступлений артистов, а для совершенно другой цели. Это были базы, где содержали животных во время репетиционных периодов, пока готовили номера и аттракционы. Потом их везли за границу и зарабатывали валюту. Сегодня стационарные цирки убыточные, обреченные на гибель. Нужно оставить в государственной собственности 3-4 базовых цирка и купить шапито. Один передвижной цирк может дать прибыль 150-200 тысяч долларов в год. Цирковая отрасль только со времени основания получила от государства дотацию 20 миллионов гривен. Вы себе представляете, сколько шапито можно было бы купить на эти деньги? (Одна передвижная цирковая установка стоит порядка 1-2 миллионов долларов, как утверждает П.Шатковский.) Тогда в цирк могли бы пойти жители всех 165 украинских городов, а не только 11».

Очевидно, что реформы в сфере циркового искусства давно назрели. Но так ли уж необходимо разваливать существующую систему цирков? C категоричной позицией господина Шатковского не согласны многие авторитетные в сфере циркового искусства лица. В частности, Борис Заец, директор - художественный руководитель Национального цирка Украины, работающий в этой отрасли искусства уже 38 лет, считает, что шапито нужны, но только в стационарном цирке, имея крышу над головой и все условия для плодотворной деятельности, артист может творчески развиваться. Владимир Гнатенко, президент Государственной цирковой компании Украины, видит в системе стационарных цирков даже определенные перспективы, о чем говорит динамика развития жанра в условиях кризиса: в 1996 году артистами этого циркового объединения было подготовлено 5 новых высококлассных номеров, в 1997-м - 11, а в 1998-м - 13. Еще он считает, что если снять с цирковой отрасли налоги на добавленную стоимость и на прибыль, то она через год-два может стать самоокупаемой. А Борис Тезиков, директор Симферопольского государственного цирка, сообщил следующее: «Мы взяли в аренду цирк-шапито и заработали денег на еще одну такую установку. Стационарные цирки, где артисты работают по конвейеру, - безальтернативная система, она дает им хоть какие-то гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Если мы хотим уничтожить цирковую отрасль, давайте передадим цирки городским властям».

В беседах с «зубрами» циркового искусства, каковыми являются вышеперечисленные лица, выяснилось, что концепция Павла Шатковского страдает многими погрешностями. В частности, не совсем понятно, что же подразумевает г-н Шатковский под понятиями «стационарный цирк» и «шапито». Складывается мнение, что в его трактовке стационарные цирки - это те, стены которых выложены из кирпича. Те же, которые имеют матерчатый купол, не пропускающий воду, и которые можно разобрать и перенести в другое место, таковыми не являются. Между тем, в мире много именно таких цирков, они постоянно стоят в парках, и никто никогда их не разбирает. Поэтому факт наличия всего шести стационарных цирков во всем мире можно назвать спорным. Во-вторых, он не учитывает специфику передвижных цирков-шапито в Украине. В отличие от Европы, где шапито из-за более мягкого климата работают дольше, в Украине они будут больше простаивать, в частности, в самое холодное время года. Летом шапито тоже не будут пользоваться особой популярностью, так как в городах в это время наступает сезон отпусков, а в селах - период наиболее активных сельскохозяйственных работ. К тому же, Павел Шатковский не учитывает, что шапито тоже бывают разные - на три, две, полторы тысячи мест, а, к примеру, для выступлений в селах вообще было бы достаточно установки на 500-400 мест. Предложенная им концепция экономически необоснована, стоимость одного шапито не 1-2 миллиона долларов, как он утверждает, а всего 500 тысяч гривен при организации собственного производства, на что в Украине есть все возможности. Что касается доходов, которые может дать шапито, то это чистая фикция: только по предварительным подсчетам, исходя из количества артистического состава и обслуживающего персонала коллектива «Звезды Украины» (170 единиц), одна передвижная цирковая установка за 7 месяцев эксплуатации принесет Украине убытки на сумму 197 тысяч гривен.

Конечно, шапито в Украине должны существовать, но не как основной, а как вспомогательный способ распространения циркового искусства. На этот вид искусства есть спрос, и государство сознательно должно пойти на такой шаг, как приобретение шапито, для того, чтобы максимально охватить все регионы Украины и дать возможность каждому ребенку пойти в цирк. Но, наверное, не стоит так легко отказываться от того, что нам осталось в наследство от предыдущей системы. В частности, от прекрасных помещений стационарных цирков, которые дали артистам возможность жить не балаганной, а нормальной полноценной творческой жизнью. Больше того, стационарные цирки могли бы перейти из разряда дотационных в прибыльные, если бы государство могло поднять цену на билеты. Но общий экономический кризис у нас в стране лишил многие категории людей возможности посещать театры, концерты и другие культурные мероприятия. Учитывая то, что основную массу зрителей цирков составляют дети, государство пока не может пойти на такой шаг.

А что же думают по поводу дальнейшего развития циркового жанра в Министерстве культуры и искусств Украины, в чьем ведении находятся все государственные цирки? Комментирует ситуацию заместитель министра Владимир Иванович РОЖОК:

- Цирки, существовавшие на территории Украины во времена СССР, были построены для сменных выступлений союзных цирковых коллективов, в основном - российских. Эти учреждения не имели собственных счетов и печатей, будучи подведомственными «Союзгосцирку» и считаясь, по сути, цехами. На их базе не было никаких творческих коллективов. После провозглашения независимости Украины эти учреждения открыли собственные счета, стали юридическими лицами и на добровольных началах создали объединение «Укргосцирк». Позднее правительством Украины было подписано распоряжение о том, что в соответствии с постановлением Верховной Рады о передаче в общегосударственную собственность Украины предприятий и организаций бывшего Советского Союза, находящихся на ее территории, цирки получают статус общегосударственных.

Предложение Павла Шатковского о передаче цирков из общегосударственной собственности в коммунальную не имеет под собой веских оснований. Если мы передадим эти огромные помещения на полторы-две тысячи мест городским властям, они откроют там магазины, бары, варьете и другие заведения, забыв об их прямом назначении как уникальных зрелищных учреждений, проводящих работу по воспитанию молодого поколения. Разве мы можем так относиться к государственной собственности? Пока что мы не будем ничего реформировать и разваливать. Что значит ликвидировать 11 цирков? Тысячи людей нужно выбросить на улицу да еще и обеспечить им, согласно существующему законодательству, трехмесячную субсидию. Государство не может позволить себе такую вальяжность. У нас сейчас есть целая отрасль искусства, разрушить которую очень легко, а создать нечто новое и сделать так, чтобы оно работало, - необычайно трудно. Наша цель сейчас - далее совершенствовать собственный «конвейер», привлечь в Украину лучшие артистические силы, поскольку очень многие украинские артисты цирка, в силу экономических обстоятельств работающие в России, хотят вернуться домой и работать в объединении «Государственная цирковая компания Украины». Многие из них уже вернулись. Второй немаловажный момент - это создание артистам цирка соответствующих условий и надежной законодательной базы, которая смогла бы защитить их интересы. К сожалению, рассмотрение на Верховной Раде одного из важнейших законопроектов о гастрольной деятельности в Украине, который помог бы отрегулировать отношения артиста с государством, все время откладывается. А ведь проблемы культуры и духовности должны решаться наряду с экономическими. Думаю, что компетентная комиссия, созданная распоряжением Кабинета министров для изучения проблем цирковой сферы, сможет найти действительно реальные пути ее реформирования.