UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЙ ФАЙЛ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Существующие в рамках международной программы центры современного искусства Сороса, разбросанные по всей Европе, обыкновенно расположены согласно жесткому правилу: «одна страна - один центр»...

Автор: Зоя Звиняцковская

Существующие в рамках международной программы центры современного искусства Сороса, разбросанные по всей Европе, обыкновенно расположены согласно жесткому правилу: «одна страна - один центр». И в Киеве, наряду со многими другими столицами, такой центр уже несколько лет существует. Но с апреля этого года в Украине есть два центра современного искусства. (Это второе исключение после открытия в России еще одного ЦСИС в Санкт-Петербурге.) Второй центр открылся в Одессе, и тех, кто действительно знает этот город, подобный «адрес» ничуть не удивит.

В любой стране мира есть города, статус которых не имеет ничего общего с бесстрастной и безличностной сеткой «административного деления». Их отличает не количество проживающих там граждан, крупных предприятий или престижных вузов. Такие города обладают своей неповторимой аурой и колоритом, которые, в свою очередь, формируют своеобразную, специфическую среду - если хотите, свою самобытную культуру, соответствующую их ментальности (ведь настоящие города, как нации, имеют «родовые» и исторически обусловленные особенности). В Украине таких городов несколько, и Одесса, безусловно, является одним из самых ярких примеров. Но тот, кто представляет себе этот город по экзотическим дворикам Молдаванки и вечно грустной иронии местного юмора, знает его лишь наполовину. Эти милые клише заслоняют то, что известно далеко не всем, - Одесса и творческая часть ее жителей всегда необычайно чутко, живо и открыто реагировали на современность и ее проявление в искусстве.

Об этом еще будут написаны фундаментальные толстенные монографии - да и сейчас проводятся исследования, изучаются архивы, во всяком случае те, которые еще сохранены. Часть погибла безвозвратно: что-то по легкомыслию было просто выброшено, а что-то, наоборот, хранится слишком надежно - в архивах КГБ. Но многое содержится в архивах памяти, где среди прочего можно, к примеру, найти такой артефакт: еще в начале 80-х, когда страна едва осушила слезы после прощания с олимпийским мишкой, а киевские художники тихо и классически рефлексировали по мастерским, в Одессе группа художников уже фотографировалась возле поваленных ураганом деревьев под плакатом: «Они нам за это ответят!» И эта акция была далеко не единичной - поток contemрorary art в городе никогда не пересыхал, а когда открыли шлюзы, он вылился в мощную одесскую волну, соленый привкус которой и сегодня явственно чувствуется и в коктейлях киевских акций, и в сложных смесях, приготовляемых московскими галереями.

Впрочем, это не значит, что особым покровительством в Одессе пользуется только современное визуальное искусство. Все виды творческой современности чувствуют себя в этом городе вполне органично, доказательством чему стал проходивший в этом году уже в третий раз Международный фестиваль современной музыки. С первого же фестиваля новую музыку сопровождало новое искусство, во всяком случае, его акции. Неудивительно поэтому, что открытие одесского ЦСИС и приуроченная к нему выставка «Новый файл» совпали с музыкальным фестивалем и даже проходили в помещении фестиваля - новом зале Морского вокзала.

Чтобы поприсутствовать при рождении нового Центра современного искусства, в Одессу приехала не только многочисленная киевская делегация, но и представитель Международного консультационного совета сети ЦСИС Константин Акинша и директор программы «Arts and Culture» Института открытого общества Даяна Ваерман. На церемонии было сказано немало слов, но, конечно, самой убедительной «приветственной речью» стала подготовленная ассоциацией «Новое искусство» выставка «Новый файл». На ней были представлены почти все одесские художники, работающие в contemрorary art (кроме тех, у кого не было вдохновения).

Название выставки (куратор - Елена Михайловская) было выбрано необыкновенно точно. Помимо апелляции к эре Цифры, которая «воссоздает сегодня то, о чем повествовал Миф и что обещало Слово, - пусть искусственный и синтетический, но обретенный рай...», оно создает еще один, самостоятельный и точный, образ экспозиции. Новый файл - это некое образование, несущее в себе определенное сообщение, объем информации. Он состоит из уже существующих, ранее известных знаков и символов, которые, будучи взятыми в этой определенной последовательности, приобрели новое качество. Выставку «Новый файл» составили современные одесские художники: знаменитые и не очень, маститые и новички. У каждого из них своя творческая биография, но собранные вместе они создали новый файл, первый файл в директории одесского Центра современного искусства.

У этой выставки была и еще одна тема, которая, на мой взгляд, очень точно отражает одесскую ментальность: трансформации смысла - благодаря новому взгляду на известные вещи или подмене одного предмета или явления другим. Причем такие превращения проделывались как с реальными объектами, так и с абстрактными понятиями. На яблоко, которое Игорь Ходзинский поместил в стеклянную витрину, можно было смотреть просто так (в просветы между стеклами), сквозь стекло, цветное стекло, дискету и даже сквозь карту Луны - и оно, конечно, каждый раз выглядело по-новому. Мирослав Кульчицкий и Вадим Чекорский по-новому взглянули на обыкновенные титры, превратив их из необязательного окончания фильма в его главный и единственный сюжет. Наталья Мариненко подвергла новой (и прежде всего психологической) обработке банальный фаянс - станковые скульптуры, созданные ею из этого материала, полностью изменяли отношение к этому сырью для тарелок и чашек. А Александр Ройтбурд просто пустил разные смыслы и значения наперегонки, заставив их еще и поиграть в чехарду. В его компьютерной графике, блестяще имитирующей технику старинной гравюры, включения, как это было принято тогда, удачных фрагментов других (на сей раз действительно старинных) гравюр прекрасно ужились с великим вождем товарищем Ким Ир Сеном и дорогим руководителем товарищем Ким Чен Иром, изображения которых были стилизованы под ту же технику.

А Дмитрий Дульфан просто подменил реальность вымыслом, причем весьма на нее похожим. В инсталляции «Памятник далай-ламе» он использовал «иероглифы» своего собственного сочинения, и эти бессмысленные значки выглядели так же загадочно и глубокомысленно, как настоящая тибетская тайнопись.

Словом, хотя символы сейчас и не в моде, на выставке их было довольно, да и сама выставка была символом (впрочем, быть может, лишь в глазах тех, кто хотел эту символику увидеть). А насколько эти символы были верны - покажет время.