В начале был Trainspotting, который заставил говорить о появлении (возрождении?) английского кинематографа. Потом случился Full Monty, который не только завоевал сердца миллионов, но и побил все рекорды в соотношении вложенных средств и кассовых сборов - примерно 3:250 в миллионах условных единиц. Ну а поскольку звон кассового аппарата - самый приятный звук для любого продюсера, появилась, естественно, масса желающих вложить деньги в британское кинопроизводство. А с серьезными бюджетами приходит и некая душевная ширь, хочется чего-то яркого, но душевного и в то же время прибыльного... Костюмированный боевик - вот ответ на все вышеперечисленные запросы!
Возвращение жанра, некогда бывшего синонимом успеха, а затем незаслуженно заброшенного в прагматические 80-е, - само по себе не новость. Достаточно вспомнить недавний и переоцененный критикой Braveheart или тот же «Роб Рой». Но это были американские постановки - с голливудскими звездами и неизмеряемыми бюджетами. Кроме того, в этих фильмах англичане, в противовес позитивным и даже героическим шотландцам, сплошь были негодяями.
В английском костюмированном боевике «Планкетт и Маклин», съемки которого идут вовсю прямо сейчас, все будет по-другому. Во-первых, англичане хотя и выглядят негодяями, но это симпатичные, «наши» негодяи - вполне в духе современной киноэстетики. Тем более что положительных героев в фильме не будет. Во-вторых, все звезды английские и, говорят, даже инвесторы местные. И хотя в Голливуде бюджетом порядка 40 миллионов фунтов (около 60 миллионов долл.) никого не удивишь (особенно после «Титаника»), для английского кино это - пока абсолютный рекорд. Сама же картина станет дебютом на большом экране молодого режиссера Джейка Скотта - сына Ридли Скотта и, соответственно, племянника Тони Скотта. Предыдущие работы Джейка состоялись в «малом жанре»: на его счету рекламы Nike и Le Shuttle, а также видеоклипы для REM и U2.
Конечно, приятно и полезно иметь такую родню, как у Джейка, но многомиллионный проект висит у него на плечах и на сердце тяжелым грузом: «У меня бывают приступы паники, настоящие вспышки, как у кого-то озарения. В остальное время мне просто немного не по себе, но я понимаю, что все это - вредные эмоции. Я ужасно хочу, чтобы фильм понравился публике, но, к сожалению, этого никак не выяснишь до завершения работы». Кроме сугубо «киношных» авторитетов (от Леоне до Кубрика) Джейк назвал еще один источник вдохновения - Adam&The Ants, рок-группу «Адам и Муравьи», феноменально популярную в начале 80-х. «Возможно, сейчас они выглядели бы несколько странно, но их «денди с большой дороги», с привкусом панк-эстетики, мне представляются наиболее адекватным отражением XVIII века»... Как говорит исполнитель главной роли, самый модный английский актер Роберт Карлайл, «Джейк трансформировал жанр авантюрного романа в нечто более сумеречное и грубое и в то же время легкое и забавное! Это явно не Джейн Остин». Карлайл, в прошлом художник-декоратор, актер телесериалов и наконец просто безработный, прославился после исполнения роли Бегби в Trainspotting (помните моторного психопата с усами?). После роли Гэса в Full Monty он попал в общемировую категорию «А».
Джеймса Маклина играет Джонни Ли Миллер - партнер Карлайла по тому же Trainspotting (блондин по прозвищу Сик Бой). Американский дебют Миллера состоялся раньше, в фильме «Хакеры». Но в XVIII веке компьютеров не было, так что ему пришлось учиться сидеть в седле («Я еще иногда падаю, но результат, скорее, приличный. Хотя синяки еще не прошли»), стрелять из кремневых пистолетов и, конечно, очаровывать дам.
Леди Ребекку Гибсон (даму из высшего общества, аристократку, влюбившуюся в героя-разбойника Маклина) играет Лив Тейлор. К 21 году у Лив за плечами модельный контракт, шесть фильмов, включая «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом. На очереди - после «Планкетт и Маклин» - главная роль в новой постановке «Евгения Онегина». А впервые о ней заговорили в кругах «богатых и знаменитых» еще до рождения - маман Лив была в столь близкой дружбе с рок-звездами (Мик Джеггер, Род Стюарт, Джимми Пейдж и другие), что только к одиннадцати годам девочка окончательно выяснила, кто же ее папа. Вопреки ожиданиям ребенка, ее отцом оказался не Тодд Рюндгрен из Utopia, а Стив Тайлер из Aerosmith...
Неудивительно, что происхождение, среда и первые жизненные опыты выработали у юной кинодивы умение уклоняться от вопросов, стойкое недоверие к журналистам и талант сводить контакты с прессой до минимума. Но вездесущим папарацци все же удалось запечатлеть первую встречу Лив и Джейка Скотта, состоявшуюся в Каннах на концерте Игги Попа после прошлогоднего фестиваля. Вскоре Лив Тайлер отправилась в Лондон для подготовки к съемкам «Онегина», и, конечно, у нее не оставалось выбора, кроме как поддаться на уговоры и сняться в «Планкетт и Маклин». Судя по слухам, активно муссируемым английской прессой, съемочный контракт увенчался нежным романом.
Так что, как видите, романтика образца XVIII века с панк-оттенком живет и побеждает. Интересно, как это будет выглядеть на большом экране. Подождем до конца года.
Андрей ПЛЕТНЕВ
при поддержке
«British Pop Project»