UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЕ НЕМЕЦКИЕ. ДУБЛЬ ШЕСТОЙ

Очередной фестиваль современного кино Германии, регулярно проводимый Немецким культурным центром Гёте-институт Интер Национес Киев и его вдохновенным директором Иоганнесом Эбертом, в этом году особенный...

Автор: Александр Швиля

Очередной фестиваль современного кино Германии, регулярно проводимый Немецким культурным центром Гёте-институт Интер Национес Киев и его вдохновенным директором Иоганнесом Эбертом, в этом году особенный. Во-первых, впервые сделана попытка вывезти часть фильмов во Львов — город, кинопрокат в котором находится в катастрофическом состоянии. Попытку можно считать удачной: единственный регулярно работающий кинотеатр — Галицкий центр киноискусства — в течение трёх декабрьских дней показа был заполнен почти целиком, несмотря на нетопленый зал, жёсткие холодные кресла и обваливающийся потолок. Вторая особенность нынешнего фестиваля связана с демонстрацией фильмов в Киеве. Показ впервые проходил не в стенах Дома кино, где обычно собираются профессионалы-кинематографисты и довольно узкий круг приглашённых. К сожалению, устаревшая кинопроекционная аппаратура не позволяет там показывать современные фильмы в изображении и звуке так, как задумывалось авторами. (Будем надеяться, что регулярно проводимые в Доме кино ярмарки промышленных товаров позволят в своё время оборудовать должным образом и кинозалы.) К счастью, на киевском Подоле есть обновлённый «Жовтень», где все желающие, заплатив за билет скромную цену от 6 до 12 грн., могут наслаждаться проекцией в системе Dolby Digital.

Что же было предложено украинской публике на этот раз? В первую очередь это любимый фильм киевлян (да и зрителей многих других городов мира) «Тувалу» Файта Хелмера — обладатель Приза зрительских симпатий на позапрошлогоднем МКФ «Молодость». Напомним, что в этой романтической истории любви двух молодых людей реплики, произносимые россиянкой Чулпан Хаматовой и французом Дени Лаваном, не нуждаются в переводе — отсутствие необходимости дубляжа или субтитрирования также добавило популярности этой прекрасной картине. Российская звезда появилась и ещё в одном фильме фестиваля — «Англия!» Ахима фон Борриса, вот уже два года по странному стечению обстоятельств в последний момент не попадающему на «Молодость». Здесь партнёрами Ч.Хаматовой были «бывший» грузин, а ныне австриец Мераб Нинидзе и молодой русский актёр Игорь Шведов. Главный герой — чернобылец, умирающий от лейкемии, стремится реализовать цель своей жизни — попасть в Англию, страну мечты. Однако провести почти весь остаток своих дней ему придётся в Берлине — среди друзей и врагов, найденной и потерянной любви…

Совсем другое настроение в комедии «Футбол — наша жизнь» (режиссёр Томи Виганд), настоящее удовольствие от которой могли получить как футбольные болельщики, так и просто любители грубоватого «народного» юмора. Ярый фанат футбольного клуба «Шальке 04» (аналога донецкого «Шахтёра» в Бундеслиге) Ганс, роль которого исполняет выдающийся немецкий комик Уве Оксенкнехт, заключает пари на дом своей семьи, что аргентинец Диос, потерявший интерес к игре, всё же забьёт гол в следующем матче. Добиться этого оказывается совсем нелегко, но тем слаще победа!

И наконец, «ударная пара» фестиваля — фильмы «В июле», «Эксперимент», принесшие талантливому актёру Моритцу Бляйбтрою Золотую «Лолу» (Национальный немецкий киноприз), а также Приз публики как лучшему актёру 2000 года. Первый из них — романтическая любовная история в жанре road movie, действие которой перемещается из Германии через Австрию, Венгрию, Румынию и Болгарию в Турцию. Главный герой скромный будущий учитель физики Даниэль идёт за своим солнцем-любовью — немкой Юли — в жаркие дни и-Юля — сопротивляясь искушениям сербки Луны и хранимый ангелом — турчанкой Мелек. «В июле» — это свежий, ироничный, стремительный, изобретательный и нежный фильм, автор которого — молодой режиссёр турецкого происхождения Фатих Акин.

Кроме того, за лучшую актёрскую работу в ленте «Эксперимент» Оливера Хиршбигеля. Приз публики получили актёр второго плана Юстус фон Донаньи, художники-постановщики и в целом картина как лучший фильм года. Жестокая история столкновения «охранников» и «заключённых» в смоделированной тюрьме (закономерно заканчивающаяся трагически) основана на реальных психологических экспериментах, проводившихся в некоторых странах (начальный титр картины делает ссылку на Стенфордский университет в США). Снятая в жёсткой квазидокументальной манере, с нарастающим по ходу действия темпом, достигающим апогея в финальной сцене погони обезумевших «охранников» за столь же обезумевшими «заключёнными» и организаторами эксперимента, картина заставляет зрителя задуматься об истоках тоталитаризма, о тонкой грани, отделяющей нормального человека от фанатика-фашиста…

Интерес публики к Новым немецким фильмам, всё возрастающее их качество (добавим к этому общий подъём кинопроизводства в Германии) и неустанная активность Гёте-института в проведении подобных акций вселяют надежду на всё новые их «дубли».