UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Интерьер Центра современного искусства неожиданно обрел буквальное сходство с Интернет-кафе — тех, в которых ночами «виснут» завсегдатаи виртуальной реальности...

Автор: Виктория Бурлака

Интерьер Центра современного искусства неожиданно обрел буквальное сходство с Интернет-кафе — тех, в которых ночами «виснут» завсегдатаи виртуальной реальности. Прямо от порога лицезреть, как некто азартно целится пультом в скачущий по экрану вверх-вниз кружок с обнаженной «купальщицей» — если набрать нужное количество очков, тондо увеличивается, давая возможность рассмотреть интригующие детали. Дешевка, рассчитанная на вкус среднестатистического любителя. Если, конечно, не учитывать того смягчающего обстоятельства, что создателей этого «Apollo 2001» Николаса Райхельта и Альбу д’Урбано вдохновляло «вечное», то есть первая интерактивная компьютерная игра «Pong», изобретенная Ноланом Бушнеллом лет тридцать назад, а космические взлеты и падения тондо предусматривают возникновение тонкой аналогии с раскачиванием артистической психики между продуктивными ее состояниями — эйфории и депрессии.

Автор «Антикараоке» Ольга Кашимбекова, как и большинство ловцов душ, закидывающих сети на глубоко «погрузившихся» в иную реальность, смотрит на вещи с более практической точки зрения. Манипулируя все той же примитивной человеческой склонностью к вуайеризму, она не ищет высшего смысла в заоблачных ассоциациях и аналогиях. Все гениально просто, вы напеваете мотив в микрофон, и пока звучит голос, пластиковая занавеска на экране, за которой виден силуэт девушки, принимающей душ, отодвигается…

Швед Палле Торсон «перегоняет» в художественный продукт компьютерные игры — его проект «Тема: женщина-убийца. Возраст: 5» создан на основе «Half- Life». Ребенок с автоматом, бегая по городу, развлекается тем, что отстреливает всех на своем пути. Невинные детские игры, вроде этого сафари, — любимый конек Торсона, недавно он спровоцировал скандал своими «Примерами Пеппи», смонтировав фрагменты из фильмов о Пеппи Длинныйчулок, снятых в 70-х… Питер Стайл (Польша) в играх со зрителем использует бездонные порноресурсы Сети. Чтобы разбудить эротическое воображение тех, кто никогда не отходит от электронного друга, он создает «Пособие по киберсексу». Решившимся им воспользоваться перед экраном постелили матрас…

Хироши Матоба предлагает испробовать фукуравай, японскую игру, в которую члены семьи играют в канун Нового года, в дигитальном, хай-тековском варианте — так поддерживается интерес нового поколения к национальным традициям. В традиционном фукуравае игрок с завязанными глазами выкладывает по бумажной матрице картинку лица из разрозненных фрагментов. В дигитальном используется та же схема, правильно компонуя хаотично смешанные на экране части, игрок «рисует» свой автопортрет.

Более взыскательная интеллектуальная аудитория развлекается «Текстовым дождем» Камилл Утербек и Роми Ачитува (США). Стоящие перед экраном видят на нем свое «зеркальное» изображение под дождем из букв. Подставляя руки, ловят их, тогда пойманные буквы слагаются в слова и строки стихотворения Эвана Зимрота — «Я люблю говорить с тобой, просто так говорить, вращаться рядом…»

Так и движешься от одного «аттракциона» к следующему, преследуемый навязчивым сходством с компьютерным раем для подростков. На что, безусловно, рассчитывали ее кураторы, ведь выставка, являющаяся центральным событием Киевского международного фестиваля медиа-искусства (KIMAF), организованного Катей Стукаловой и Натальей Манжалий, так и называется — «Игра». Нужно ли отождествлять «игру» с искусством? Вряд ли кто-то знает ответ на этот вопрос. Кураторы, дабы оградить себя от незаслуженных упреков, предупреждают,— не путайте интерактивное искусство с классическим понятием «современного искусства» второй половины ХХ века, ищущего то формальные новшества, то новые значения. Главное правило в их сегодняшней «игре» — переход на новый уровень художественной коммуникации.

Впрочем, в отличие от зарубежных фанатиков, изобретающих все более изощренные способы «интерактивности» — как видите, доходит до того (у Матоба или дуэта Уотербек&Ачитув), что произведение становится зеркалом, в котором отражается зритель, — украинские участники выставки на ней не зацикливаются. То ли не вошли во вкус, то ли технические возможности не позволяют поспевать в ногу с прогрессом. В стеклянном террариуме, сооруженном Глебом Катчуком, завелся малютка-телевизор с ящерицей на мониторе — приятно, что эта видеоскульптура никакой активности ни от ленивого «хозяина», ни от посетителей не требует. Наблюдающим мазохистский ритуал, запечатленный на видео Ильи Чичкана «Любовь-ненависть», — собственной персоной Дон Кихот наших дней героически пинает ковш экскаватора,— тоже приходится ограничиваться невмешательством.

Неясно, какое отношение к «медиа-арту» имеет рукотворная инсталляция Ильи Исупова — все-таки это гигантская «статуя», хотя и очень странно «разбитая», будто бы разорванная на куски взрывом. Как и во время прошлогоднего KIMAFа, художник сыграл роль флегматика-маргинала, безразличного к модным визуальным эффектам. Его позиция — художественная идея сама по себе важнее, чем «продвинутость» воплощающей ее технологии (по контрасту с коллективным помешательством интерактивностью),— выглядит убедительной. Ведь, в конечном счете, интерактивность не относится к разряду художественных достоинств, а из общей массы аттракционов выделяются те вещи, в которых на донышке игры обнаруживается «остаток» мыслей и эмоций, «еще что-то» — издевка, ирония, поэтичность…

KIMAF готовил почву для появления отечественных «скринейджеров» не только международной выставкой в ЦСИ. 10–13 октября в Доме кино и галерее «Ра» прошли показы лучших фестивальных работ с «Ars Electronika» и «/d) vision». Любовь к экзотической пока культуре широкой публике прививали просветительские мероприятия разной степени серьезности — от презентации Андреа Цаппом масштабного проекта «Update 2.0 — современное медиа-искусство Германии», систематизирующий информацию о его развитии, начиная от 1960-х до фильмов фанов «Звездных войн»… Вечеринки в «Мир шоу» и «Планета Спорт» украсились перформансами — Натальи Голиброды, Соломии Савчук и DJ Соколова, смикшировавших кино, моду и музыку, и Тобиаса Бернструпа, музицирующего в диковинном стиле «Mid 80s-Sci-Fi-Synth-Sexy-Electro-Eurodisco-Melanholic-Music»… Всего, что было — воркшопы, симпозиумы, презентации, — не упомнишь. KIMAF набирает обороты — этот факт приятно констатировать.