UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новая страница музыкальной летописи

На днях вышла новая книга Ивана Лысенко «Музики сонячні дзвони: Статті, рецензії, спогади» (К., «Рада», 2004, 392 с.), открывающая перед нами срез музыкальной жизни Украины, преимущественно — прошлого века...

Автор: Александр Москалец

На днях вышла новая книга Ивана Лысенко «Музики сонячні дзвони: Статті, рецензії, спогади» (К., «Рада», 2004, 392 с.), открывающая перед нами срез музыкальной жизни Украины, преимущественно — прошлого века. К сожалению, есть основания предположить, что из-за ограниченности тиража эта новинка достанется далеко не каждому, кто хотел бы ее приобрести. Поэтому рассказать о новой работе известного музыковеда, литератора и журналиста было бы нелишне. Из первой главы под названием «З історії української музичної культури» узнаем о деятельности московского музыкально-драматического общества «Кобзар», Харьковского музыкально-драматического общества, Петроградского украинского литературно-художественного общества, полтавских музыкальных кружков, о первых «шевченковских» и «франковских» концертах в Украине и России, о роли Николая Лысенко в развитии украинской вокальной культуры и т.п. Все факты, изложенные в первой главе, находятся на стыке нескольких дисциплин — истории исполнительства, культурологии и собственно истории Украины. Поэтому они были недостаточно отражены в систематических музыковедческих изысканиях, а также не попадали в научно-популярные труды по истории музыки. Впрочем, несомненно, именно такие факты составляют живую ткань истории отечественной музыки и должны привлекать внимание не только случайных читателей, но и, скажем, студентов теоретических факультетов высших музыкальных учебных заведений.

Вторая глава — «Вокалісти» — органическое продолжение большого сборника «Українські співаки у спогадах сучасників», составленного Иваном Лысенко и выпущенного в прошлом году. Правда, упомянутый сборник построен совсем по иным принципам и не содержит тексты, вошедшие в рецензированное издание. 25 авторских очерков, объединенных в главе «Вокалісти», — калейдоскоп имен певцов, каждое из которых вписано золотыми буквами в историю украинского вокального исполнительства. Среди них есть несколько таких, которые никому не покажутся новыми, — Иван Алчевский, Павел Кошиц, Леонида Балановская, Борис Гмыря, Платон Цесевич, Юрий Кипоренко-Доманский. Но остальные очерки стали чуть ли не первой данью уважения отдельным певцам, которого они удостоились в виде печатного слова на своей Родине. Среди них, например, Евгения Зарицкая, в 1937 году выехавшая из Львова в Вену. Начало расцвета ее таланта и триумфы на сцене «Ла Скала» выпали на период Второй мировой войны. Поэтому не стоит удивляться, что имя певицы не могло вспоминаться в украинской прессе в советские времена. В последние годы своей жизни Зарицкая жила и преподавала в Париже. Автор состоял в переписке с ней еще в далекие семидесятые, когда не было и мысли о возможности опубликовать что-то о творчестве Зарицкой здесь, в Киеве. Но постоянный интерес к творческим судьбам украинских певцов и фанатичная преданность избранной теме исследований сделали свое. Сейчас весь материал, накопленный Иваном Лысенко, постепенно находит путь к читателю (начиная от единственного в своем роде «Словника співаків України»). Кстати, в планах автора — издание словаря украинских инструменталистов и дирижеров, над которым работа уже началась. Еще одна певица, чья личность чуть ли не впервые в украинской музыкальной журналистике освещена в рецензированном издании, — Мария Сокол. Ее оперная и концертно-камерная карьера делалась преимущественно на американском континенте, куда она отправилась в 1938 году вместе с мужем, дирижером, пианистом и композитором Антоном Рудницким. Рассказывается в книге и о других украинцах, заброшенных судьбой в далекие края, — о Наталии Носенко, Оресте Русаке, Иосифе Гошуляке. Находим здесь и впечатляющий рассказ о репрессированной и расстрелянной певице Марии Шекун-Коломийченко.

Особое место занимает глава «Музиканти та композитори». В ней собраны 17 очерков. Они позволяют проследить развитие украинского исполнительского искусства немного не так, как было принято до сих пор. Ведь до недавнего времени мы рассматривали украинское академическое исполнительское искусство как сформировавшееся почти исключительно после революции. Все, что касалось предыдущего периода, трактовалось как безнадежно провинциальное или вводилось к контекст истории русской музыки. Откровенно говоря, было бы не удивительно, если бы массовый читатель до недавнего времени считал, что в дореволюционной Украине вообще не существовали концертные залы и собственные высококвалифицированные исполнители-инструменталисты. А музыкальная жизнь провинциальных городов Украины вообще была почти изъята из круга объектов музыковедческих исследований. В книге Ивана Лысенко находим чуть ли не первую более-менее упорядоченную подборку материалов, рассказывающих о развитии украинского инструментального исполнительства в ХІХ веке и в предреволюционные времена. Здесь интересен и сам факт обращения к этому пласту нашей истории, и перечень личностей, чьи творческие судьбы освещены в текстах очерков. Каждая из этих фигур имела свою увлекательную, а иногда — трагическую судьбу. В частности здесь рассказано о плеяде украинских пианистов, чьи имена сегодня, к сожалению, неизвестны вовсе. Среди них — Тимофей Шпаковский, которому суждено было стать чуть ли не единственным за все время учеником Феликса Мендельсона. Как известно, прославленный немецкий композитор не занимался преподавательской деятельностью, он прожил короткую жизнь, страдая от болезней. Далее в перечне пианистов можно назвать Андрея Родзянко, одаренного полулюбителя, сделавшего блестящую исполнительскую карьеру: Любку Колесу, которая практически первой из пианисток-украинок вышла на мировые концертные сцены, Владимиру Божейко, прошедшую свой достойный артистический путь, не покидая Львовщину. Наконец, находим здесь и рассказ о Тарасе Микише — известном пианисте и композиторе, завершившем свои дни в Аргентине. Он был сыном известного оперного певца Михаила Микиши. Сложная история этой семьи достойна отдельного изложения. Ведь сейчас, проходя по Паньковской улице столицы мимо дома с именем Михаила Микиши на мемориальной доске, мы не задумываемся над трагедией этого человека. Микиша-отец был солистом московского Большого театра, работал и на украинских сценах. Его сын Тарас смолоду отправился с матерью в Вену, чтобы учиться там в консерватории. Из-за этого певца, оставшегося в СССР, со временем уволили с роботы и репрессировали. А с появлением железного занавеса связь между отцом и сыном полностью прервалась. Микиша-старший, живший в Киеве, позже не узнал даже о смерти своего сына в сравнительно молодом возрасте. Теперь история Тараса Микиши впервые рассказана массовому читателю.

Кроме пианистов, речь идет также о некоторых скрипачах (Гавриил Рачинский, Юрий Крых) и виолончелистах (Богдан Бережницкий, Зоя Полевская). Не обошел автор своим вниманием и композиторов. Но композиторские имена, представленные в книге, принадлежат не только к широко известным и признанным всеми. Среди прочих здесь можно найти и рассказ о расстрелянном в 1919 году украинском композиторе Михаиле Иванове, о репрессированном советской властью Валентине Костенко, о схваченном немцами во время войны Василии Шуте, чья нелегкая судьба бесславно завершилась в американской эмиграции, и др. Такие рассказы опровергают утверждение о том, что в советские времена практически не было серьезных репрессий в отношении композиторов.

В следующей главе, «Рецензії та огляди», читателя ожидают живые страницы давно прошедших спектаклей и концертов. Среди них — отклики о некоторых премьерах киевской оперы минувших лет, о первых шагах на концертной эстраде отдельных хорошо известных сейчас вокалистах. Все это воспроизводит эпоху и условия, в которых развивалось отечественное исполнительское искусство. Нечасто такие материалы попадаются на глаза современному читателю, ведь, несмотря на свою поучительность и информативность, они преимущественно так и остаются на пожелтевших страницах газет. Среди представленных рецензий есть и рецензия на киевскую премьеру «Гугенотов», которая в свое время произвела значительный эффект. Ее взвешенный и доброжелательный тон не помешал автору указать на отдельные недостатки исполнителей. В то время такие откровенные суждения были не совсем обычны для послушных «официальных» критиков. Поэтому позже автора обвиняли чуть ли не в том, что он испортил карьеру одной из исполнительниц главной партии в «Гугенотах». Но эмоции и рутина остались позади, а сейчас имеем интересное и непредубежденное свидетельство современника.

В последней, пятой главе книги — «Спогади» — помещены рассказы о личных встречах автора с шестью исполинами музыкальной культуры — Станиславом Людкевичем, Львом Ревуцким, Олесем Чишко, Георгием Майбородой, Иваном Козловским и Игорем Маркевичем. Здесь (как, в конце концов, и во всей книжке) ощущается на редкость личностное, «пропущенное через себя» отношение автора к лицам и фактах, о которых идет речь. Издание сопровождается примечаниями, иллюстрациями и именным указателем. Как подчеркнул в предисловии доктор Роман Кухар, «Музики сонячні дзвони» — многогранный труд, созданный на высоком уровне музыковедческой литературы, который, без сомнений, войдет в сокровищницу нашего музыкального наследия. Вообще, это произведение, увидевшее свет благодаря содействию пяти представителей украинской диаспоры США и Канады, стало еще одной подачей материалов огромного литературно-музыкального архива, которым владеет автор. Оно станет ценным источником для многих исследователей и, бесспорно, сможет дать ощутимый толчок дальнейшим исследованиям об украинских музыкантах, чьи судьбы отражены на страницах рецензируемой книги.