UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВАЯ СКАЗКА ВЛАДИМИРА МЕНЬШОВА

Как бы ни голосовала прокатная политика (если таковая существует), за иностранные бестселлеры, а чаще — средней руки поделки, отечественный зритель предпочитает родное кино...

Автор: Светлана Короткова

Как бы ни голосовала прокатная политика (если таковая существует), за иностранные бестселлеры, а чаще — средней руки поделки, отечественный зритель предпочитает родное кино. Ведь в нем знакомые реалии, имена любимых режиссеров, милые лица наших кумиров. И если уж в силу экономических причин или лени зритель не торопится в кассу кинотеатра, то уж на видеораскладке или в телепрограмме все чаще ищет новинки нашего кинематографа. А когда создателем фильма является почитаемый за смелость и неиссякаемое чувство юмора Эльдар Рязанов, спешат посмотреть его последнюю работу — «Старые клячи». И пусть картина плоха, состоит из небрежно склеенных, зачастую убогих эстрадных номеров, но ведь каков актерский состав! Людмила Гурченко, Ирина Купченко, Лия Ахеджакова, Светлана Крючкова, Валентин Гафт, плюс эпатажный Николай Фоменко.

Имя Владимира Меньшова тоже стоит в ряду глубоко почитаемых отечественных сказочников. В последнее время он работает, прямо скажем, немного. Можно скептически относиться к его «перестроечной» комедии «Ширли-мырли», но ему прощают все за картину «Москва слезам не верит», ставшую классикой советской мелодрамы.

В фильме все было узнаваемо — от щемяще-родных московских улиц, которые стали равноправными героями картины, до среднего поколения лимиты — завоевателей столицы.

«Оскароносный» Меньшов, «невыездной тогда», получил знакомую сегодня всем статуэтку на импровизированной дочерью церемонии в ее авторской программе «Я сама», посвященной двадцатилетию выхода фильма на экраны.

В этом году Владимир Меньшов показывает свою новую работу — «Зависть богов». Картина была продемонстрирована в последний день конкурсных просмотров «Кинотавра».

Снова сказка, и снова о любви. Сюжет предельно прост: вполне благополучная дама критического возраста впервые в жизни влюбляется, как девчонка, становится смелой, раскованной и в желаниях, и в поступках, но затхлая политическая система в предперестроечной агонии грубо подрезает крылья этой любви. В главной роли — Вера Алентова, в списке исполнителей — Лариса Удовиченко, Александр Феклистов, Юлия Меньшова и даже Жерар Депардье. Стабильно поэтична камера Вадима Алисова, подробно показывающая реалии Москвы 1983 года. Отчего же те условности жанра, что безоговорочно принимались в увенчанной Оскаром картине, вызывают скепсис и горький привкус недоверия?

Начнем со сценария, авторами которого являются сам режиссер и модный нынче кинодраматург Марина Мареева. Последняя, безусловно, нашла свою нишу в современном кино. Она, как это делает обычно Режис Варнье, рассказывает любовную историю, помещая ее в исторический катаклизм недавних событий, хорошо знакомых зрителю. «Тоталитарный роман» — любовь диссидента и рьяной комсомолки-функционерки в конце шестидесятых. «Две луны, три солнца» — любовь, замешанная на крови мщения первой чеченской войны. Наконец, «Зависть богов» — проснувшаяся страсть в стране, где нет секса, но мощно работает КГБ. Все эти ленты объединяет безэмоциональная пустота холодного, слабоскроенного диалога, что изначально перечеркивает подразумеваемую сюжетом бурю страстей.

Неточность в характерных портретах персонажей сводит на нет всю сюжетную коллизию. И в «Зависти богов» это особенно ярко прослеживается, ведь восьмидесятые — уж совсем недавняя история. Дело в том, что центральная любовная пара составлена из москвички и парижанина, аккредитованного в Москве журналиста. Героиня не домохозяйка, забитая бытом и очередями, и даже не сотрудник среднестатистического НИИ, а редактор телевидения, работает в программе «Время». Посему, оставляя за кадром ее женское целомудрие, зритель не перестает восхищаться ее целомудрием гражданским, если хотите, политическим. Ее несказанно пугает знакомство с иностранцем, восхищает отеческая забота КГБ, быстренько сделавшего ремонт в ее доме перед визитом иностранных гостей и обеспечившего дефицитными продуктами питания судьбоносный ужин. Ее поражает в самое сердце гражданская позиция любимого, написавшего правду о трагедии с корейским самолетом — что, собственно, и послужило причиной его высылки и финалу романа. Правда, героиня Алентовой в это время была при исполнении служебных обязанностей и находилась «в ядре» информации.

Все эти нелепости вместе и составляют сюжетные хитросплетения новой сказки Владимира Меньшова. Может, она вышла потому неудачной, что сказочнику лгать противопоказано, особенно о недавней истории, полноправным участником которой он был?..