UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новая музыка игнорирует кризис

Во время проходившего в Одессе в пятнадцатый раз Международного фестиваля современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки» («2Д2Н») о кризисе практически не говорили...

Автор: Мария Гудыма

Во время проходившего в Одессе в пятнадцатый раз Международного фестиваля современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки» («2Д2Н») о кризисе практически не говорили. На юбилейном музыкальном форуме участников было даже больше, чем обычно: три сотни вместо традиционных двух. Четыре оркестра в программе — такого не было и в хорошие времена.

Арт-директор фестиваля, одесский композитор Кармелла Цепколенко, гордится изюминкой нынешней программы — обилием альтов. Назову состоящий сугубо из альтистов австрийский ансамбль PLUS и румынскую альтистку Корнелию Петрою, которая с программой Mirabila Viola («Удивительный альт») выступила соло. По правилам «2Д2Н» иностранные участники исполняют хотя бы по одной пьесе украинского композитора, а сочинения одесситов почти всегда звучат на фестивале впервые.

Президент фестиваля профессор Фрайбургского университета музыки Бернхард Вулф привез своих воспитанников-перкуссионистов, экспериментирующих с тембрами и ритмами (комбинации из семи нот для создания оригинальных мелодий человечеством уже исчерпаны, остается звенеть тарелочками и бить в барабанчики).

Опять же на «2Д2Н» — парад украинских композиторов. За два дня до начала «всенощных бдений» в режиме двух концертов-прелюдий в зале филармонии состоялся вечер музыки Мирослава Скорика (композитор предложил организаторам подумать о включении в программу конференции музыковедов).

За два дня и две ночи публика услышала польский оркестр «Симфония Ювентус», дуэт «Феникс» (Бельгия), фортепианный дуэт «Рунедако» (США), гитарный дуэт «Фреву» (Норвегия), ансамбль «Новая музыка в Украине» и другие коллективы. Среди участников были исполнители и композиторы из Австрии, Швейцарии, Румынии, Китая, Израиля, Финляндии, Литвы.

Как рассказал «ЗН» руководитель оркестра из Польши Роман Ревакович, все привезенные в Одессу номера программы создавались «на заказ», по специальному гранту, призванному пропагандировать творчество польских поэтов. Есть чему поучиться у соседей…

Фото: Олег Владимирский
Поражали восточной экзотикой (фольклор и по сей день питает идеями авангард) исполнительница горлового пения из Монголии Самнамдамба Бадамхорол и дуэт «Шелковый путь». Последний удивил искусством китайского музыканта Ву Вея, которому подвластны духовой инструмент шен, имеющий историю, охватывающую свыше четырех тысячелетий, а также струнно-смычковый эргу. У второго участника дуэта, немецкого перкуссиониста Ули Морица, не менее экзотичные инструменты. «Шелковый путь» исполнил собственные произведения, а также пьесы Святослава Лунёва и Аллы Загайкевич для шена, эргу, перкуссии и электроники.

Прозвучали также сочинения для шена соло Джона Кейджа, Рёта Миками и Чжао Сяошена. Приятно, что авангардные поиски идут по пути использования оригинальных инструментов, а музыкальная эксцентрика вроде поющих пил и ритмично вспыхивающих зажигалок уходит на второй план…

Новая мини-моноопера Кармеллы Цепколенко для бас-баритона и ансамбля, получившая название «Этим вечером «Борис Годунов», стала кульминацией второго фестивального дня. Сделав паузу в создании камерных опер, знаменитая одесситка подкопила сил. Новая опера четкая по форме, гротескно-ироничная по сути.

Изысканный минималистический перформанс «Событие» на музыку Карлхайнца Штокгаузена и Людмилы Юриной в исполнении украинского пианиста Евгения Громова и поставленный хореографом из Киева Ларисой Венедиктовой вызвал грустные ассоциации с нашим тоталитарным прошлым и его идеей «людей-винтиков», внешне скованных, но раздираемых внутренним протестом, что выражалось в ломаной пластике танцовщиц. Ночная программа предполагала интересные соло, в частности выступление швейцарской скрипачки Габриэлле Бруннер с обширной программой, исполнение молодым одесским виолончелистом Степаном Макиенко «Монолога для виолончели» российского композитора Антона Ровнера, в чьем творческом багаже уже имеются сольные сочинения почти для всех инструментов оркестра.

Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием необычный швейцарский дуэт, состоящий из вокалистки Франциски Вельти и тубиста Лео Бахмана. Их программа оказалась наиболее сложной для восприятия, но ведь фестиваль дает срез новых поисков последнего времени, и все стили заслуживают внимания слушателей. Нет никаких сомнений, что фестиваль «2Д2Н» переживет любые кризисы, ибо вдохновение от валютной биржи не зависит.