Культуры убивают двумя методами. Первый — ежедневное, ежечасное «кормление» общества различными шоу, бесталанными программами и выставками. Второй метод — физическое уничтожение памятников культуры и искусства. Пример с Софией Киевской (строительство развлекательного центра у стен древнейшего памятника). А чего стоит судьба музея стекла киевского завода? Его тихонько растаскивают. Ведь это же бесценные произведения украинского искусства, культуры! И до сих пор наши чиновники не могут найти помещения для сохранения ценнейших произведений из стекла лучших художников Украины, многие из которых уже ушли.
В 1979 году в центре Киева в магазине «Сказка» были созданы уникальные декоративные росписи. Их выполнили народный художник Украины, заслуженный мастер народного творчества народный художник Украины Марфа Ксенофонтовна Тимченко, ее супруг Иван Степанович Скицюк и дочь Елена.
Марфа Ксенофонтовна была удостоена премии им. Т.Шевченко, в 2000 г. стала первым лауреатом премии им. Катерины Белокур. Росписи в магазине «Сказка», пожалуй, итоговые работы всей жизни художницы. В журнале «Президент» № 6 за 2001 год искусствовед З.Чегусова писала: «... майстри створили унікальні настінні декоративні розписи в інтер’єрі магазину іграшок «Казка» в Києві, що закохали в їхню творчість усіх киян. На жаль, із часом улюблений дітьми й дорослими (звичайно і гостями Києва) столичний магазин іграшки, що сприймався всіма за казкове царство, перетворився на місце продажу будь-чого. Поки ще не пізно, поки ще не загинули твори монументально-декоративного мистецтва найвищої художньої цінності, слід було б міській владі подбати про їх збереження й, можливо, створити в цьому приміщенні музей, приурочивши його відкриття до 80-річного ювілею (в 2002 р.) Марфи Тимченко».
Открыли не музей, а магазин «Новая сказка». В торговом зале уродливые кривые синие полосы, где были изумительные добрые фантастические росписи, которыми любовались все, кто приходил в настоящую сказку, среди них были не только дети, но и взрослые ценители прекрасного, часто иностранные гости, среди них французский художник Сен-Санс, американская художница Жаклин Катани, польский скульптор Земла и многие другие.
Творчество М.Тимченко ценят и знают во многих странах мира. Она своей индивидуальностью, яркостью таланта покорила страны и материки. В своей стране также ценима, но не всеми. Умный и грамотный обладатель таких ценностей сумел бы привлечь иностранных туристов, дабы приумножить свое состояние и значимость как культурного человека, но увы. Давая добро на уничтожение уникальных росписей, он не знал, кто такая Марфа Тимченко, что такое петриковская роспись, понятия не имел об их значении в мировом искусстве.
Петриковская роспись свое начало ведет из с. Петриковка, что в Днепропетровской области. Она необычна своей тонкостью, изяществом письма. Народные мастерицы фантазировали в своих домах, расписывая печь, грубки, стены, даже мазаный глиной пол (доливку) по контуру украшали орнаментом.
Марфа Ксенофонтовна выросла в этом окружении, она «кожей» чувствовала масштаб, колорит композиции росписи в интерьере. Именно поэтому так удались ей росписи в интерьере магазина «Сказка». Гениальность творения была признана в те годы. И что же сейчас? Этих росписей нет. Они остались только в репродукциях. Удивительно, что никто не несет ответственности за этот вандализм. А ведь есть закон «Об авторском праве» с изменениями, внесенными в Закон Украины «Про авторське право і суміжне право» (Відомості Верховної Ради України, 1994 p. № 13 стр.64). В разделе II «Авторское право», статьи 7 к субъектам авторского права относятся «твори образотворчого мистецтва (пункт № 8). Статья 2 пункт 2 гласит: «Власникові матеріального об’єкту, в якому втілено оригінал твору образотворчого мистецтва чи архітектури, не дозволяється руйнувати цей об’єкт без попередження автора твору. Якщо збереження об’єкта, в якому втілено оригінал твору, є неможливим, власник матеріального об’єкта, в якому виражено оригінал твору, повинен дозволити авторові зробити копію твору у відповідній формі». Казалось бы, все ясно, но владельцы «Новой сказки» не знают о ценности этих произведений.
На проходившей в 2001 году в Киеве Международной конференции в рамках Программы Tacis «Защита авторского права в сфере изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, народного искусства, рекламы, дизайна и профессиональной фотографии» советник по промышленной собственности (Кабинет Казалонга, Париж,) Владимир Дюшеман изложил принципы защиты, действующие в Европе. Одним из пунктов (статья 12 — срок охраны) предусмотрено право на имя, право на уважение произведения; далее — имущественное право имеет срок, равный продолжительности жизни автора, + 50 лет после его кончины (post mortem).
Марфа Ксенофонтовна Тимченко жива, в 2002 году ей исполнилось 80 лет. Ивану Степановичу Скицюку — 92 года, Елене Ивановне Скицюк — 53 года.
Талантливый авторский семейный коллектив признан. Вот только защитить их некому. А ведь по закону (часть III — обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности,
пункт 5) раскрывает механизм «уголовной процедуры». В нашей стране, как видим, судебные дела лучше не начинать. Результат зависит от занимаемой должности и наличия материальных возможностей. Искусство не имеет ни того ни другого. Поэтому произведения искусства будут и дальше «убивать», а взамен будут поднимать в цене и в ложной гениальности суррогат.