Очевидно, время все же ускоряет свой бег, потому что несколько лет ожидания, когда же появится второй том труда «Традиційне вбрання українців», промелькнули очень быстро. Что же, есть уважительная причина остановить свое кружение в колесе ежедневной суеты и взять в руки это красивое издание, выпущенное в свет киевским издательством «Балтія-Друк».
Оксана Космина, автор этой масштабной, по многим параметрам уникальной книги, по специальности архитектор. Поэтому думаю, что цитирование парадоксальных размышлений о культуре известного австрийского архитектора Адольфа Лооса будет уместным. Еще в начале ХХ века в своих художественных манифестах он писал о том, почему наши предки проявляли индивидуальность, показывая свою оригинальность в одежде, а современный человек маскируется одеждой, у которой общий для всех вид. Лоос спрашивает - почему сельский дом, созданный без чертежей и размышлений о высокой эстетике, органически сливается с природой, а вторжение художника (не имеет значения, хорошего или плохого) разрушает это единство? И отвечает: «Потому что архитектор, как почти любой житель города, лишен культуры. Ему не хватает уверенности крестьянина, владеющего культурой. Горожанин лишен ее корней». Немного жестокий и радикальный взгляд. Но ошибочный ли?
Сотни фотографий современных людей (не унифицированных, безликих подиумных моделей), одетых в аутентичные, взятые с музейных витрин или сундуков коллекционеров одежды, поражают тем, что изменяется даже восприятие духовного мира этих девушек и юношей, мужчин и женщин. Кажется, не имеет значения - джинсы подчеркивают изгиб фигуры или юбка с запаской. Но на презентации «Традиційного вбрання українців» все время хотелось галантно раскланиваться перед девушками (да и перед их старшими по возрасту колежанками), беспрерывно снимать отсутствующую шляпу и обращаться к ним не иначе как «шановна пані»…
Свеженький второй том охватывает украинские регионы Полесья и Карпат (в первом представлена одежда Степной и Лесостепной зон). Сравнение эстетичных и ремесленных приемов, с помощью которых создавали одежду украинцы, веками разделенные искусственными барьерами империй, убеждает в невероятной фантазии творцов, неисчерпаемом разнообразии используемых цветов, материалов и форм. И вместе с тем даже самые отдаленные регионы объединяются какими-то, иногда неуловимыми, флюидами, превращающими отдельных людей в единый народ.
Да, некоторые образцы представленной в издании одежды не являются «униформой» на каждый день. Их создавали для одноразового использования - на свадьбе, или нечастого - на больших религиозных праздниках. Но даже та одежда, которую носили лесорубы, пахари, косари или хозяйки, с утра до ночи ухаживающие за скотом и хлопотавшие около печи, непременно была декорирована, что с точки зрения функции вовсе не обязательно. То есть в ней - чистое «искусство ради искусства».
Жаль только, что традиционная одежда, которая еще относительно недавно была «массовой культурой» от индивидуальных творцов, проиграла бой индустриальной машине. Почти исчезли ремесла, которые веками исправно, без конкурентной поспешности, функционировали и развивались едва ли не в каждой усадьбе, истлели результаты этого труда, переселились в словари архаизмов тысячи слов, означавшие предметы одежды. Кстати, вынесенное в заголовок слово «карабуля» компьютерный редактор подчеркивает как неизвестную ему абракадабру. Хорошо, что словарик терминов, размещенный в каждом томе «Традиційного вбрання українців», объясняет: это - «дівочий вінок зі стеклярусу, стрічок, штучних квітів і павичого пір’я».
Некоторые слова, обозначающие произведения швейного и портняжного народного таланта, сохранились лишь потому, что переселились в фамилии наших сограждан, которые сейчас невольно являются хранителями названий нарядов «забытых предков»: кучма, станик, кирея, магерка…
Двухтомник, созданный энергией и академическими знаниями Оксаны Косминой, которая сумела зажечь и объединить своей идеей многих талантливых и небезразличных людей, - издание универсальное. Это готовое пособие для художников, искусствоведов и тех, кто хочет ими стать, а также замечательное полиграфическое произведение, в котором каждый человек найдет полезное для своих глаз, ума и сердца…
Я, например, благодаря «Традиційному вбранню українців» понимаю силу любви Ульяны из «Сватання на Гончарівці» Квитки-Основьяненко, ведь от каких сокровищ она отказалась ради него! «Нехай би за мене сватався не те що Стецько, та хоча би і сам хватальний, та давав би мені кілька разків намиста з дукатами, та справив би баєву юпку, та каламайкову спідницю з шовковою запаскою, то, от же то Богу, то плюнула б йому межи очі, а пішла б за тебе…».
Р.S. В конце хорошей книги всегда хочется увидеть обещание: «Продолжение следует». Конечно, Оксана Космина будет продолжать свое дело. Если вдруг она возьмется обрабатывать этнографическое достояние украинцев, которые жили и живут за пределами отчизны, я готов предоставить ей свою семейную реликвию - черную женскую вышитую сорочку, которую вышивали в далекой Якутии во времена сталинского террора.