Прощай, команда КВН, да здравствует единственный и неповторимый театр КВН ДГУ!
Помилуйте, да театр ли это?
- Какой же русский не любит быстрой езды? - кричат из зала, требуя мгновенно вспомнить удачный ответ из давних блиц-разминок.
- Тот, на котором ездят! - парируют со сцены.
- А почему в команде лишь одна женщина? - уже импровизируют откуда-то с балкона.
- Нам больше не прокормить!
Знакомо?
Еще бы!
Как не любить этот капустник, феерию приколов и хохм, знакомых, по стилю экспромтов-разминок и тщательно отрепетированных домашних заданий спектаклей...
Ho театр?!
А Бобриков с черепом в руках уже на сцене: «Маленький мальчик Шекспира читал...»
Вспоминаю авторскую марку - «Гамлет тучен и задыхается». Ностальгия по «Глобусу»? Театру, который играл в толпе, для толпы и мог балаганить, но толпа ведь воспринимала «Гамлета»...
...Игорь Бобриков, однако, не единственный исполнитель Гамлета. И череп оказывается, никакого отношения к бедному мальчику не имеет.
Мысль отклоняется: а был ли мальчик?
Впрочем, это уже не Шекспир.
А то, что на сцене, - Шекспир ли?
Семь Гамлетов с Офелией, безумной изначально, тогда как у классика ей суждено утратить рассудок постепенно, и вообще: семь! Все поют!
Или маленький мальчик, с которого все начинается, именно так прочел Шекспира?
... Раньше надо было спрашивать, пока он еще черепом не был! А теперь - поздно. Мальчик «уже в курсе», он «все уже понял и больше не будет». Ни Шекспира читать, ни в зале хохотать, когда семь Гамлетов задают себе и нам вечные вопросы.
...А кто, кстати, в зале смеялся?
Да кто бы стал смеяться, когда со сцены в лоб:
- Зачем любоваться красивым закатом?
- Зачем любоваться красивым восходом?
- Зачем быть красивым, здоровым, богатым евреем в Германии в тридцать четвертом?!
- Да, жизнь беспросветна...
И переубедить может лишь Офелия, которая способна доказать, что жизнь прекрасна.
Как?
Оказывается, она гадала на ромашке. Ромашкины лепестки быстро кончились - Ioaeey решила погадать на бабочке. У бабочки лишь четыре крылышка, то есть: любит - не любит, любит - не любит... И все!
Но! У бабочки есть еще… лапки!
Значит, еще можно верить и надеяться. Лапок много. Жизнь прекрасна…
Вот такая истина глаголет устами безумной Офелии.
И если подобная истина абсурдна, то…
Верую, ибо абсурдно!
Если вопросы вечные, значит - гамлетовские, а Гамлет - он шекспировский, чей же еще…
…Вечные вопросы, оказывается, приобретают сегодня особую окраску:
- Политикой Ельцина я недоволен…
- Придет Жириновский - все будет иначе?
- Но если в семействе отец алкоголик, то значит ли это, что мама - скрипачка?
- Войдут ли в Тамбов украинские танки?
- Начнет ли Россия пулять в Украину?
- Но трудно представить, чтоб две Лесбиянки себя повели как мужчина с мужчиной...
- Да, трудно! Но можно...
- И это пугает...
Всех, кроме Офелии, которая «сшила платье с вырезом глубоким, чтоб было видно, как стучится сердце»... Сшила, надела, вышла к ЦУМу - и ... Да, пусть сперва никто не поцеловал. Но главное - жаждать любви. Любой, ценой добиться, чтобы поцеловали. Пусть даже - в гробу, куда положат, если сначала... утопиться. Да, ради этого стоит утопиться. Немедленно!
Собственно, разве - ради этого?
Гамлеты считают иначе:
- Офелией меньше, Офелией больше…
- Она, наконец, получила квартиру, мы все претенденты на эту жилплощадь!
О Господи, неужели в зале еще кто-то смеется?
А зал хохочет.
Наверное, жизнь, хоть и бессмысленна, все же прекрасна.
Студенческий театр «Юность». Дни мехмата. Команда КВН ДГУ, ставшая любимой, популярной, блистательной - далеко не в рамках местного масштаба.
И снова театр.
Театр КВН ДГУ во Дворце студентов, Потемкинском дворце.
С 1987-го по 1994 год, как выяснилось, путь - в эпоху. Страна другая, ценности другие, люди другие, a КВН ... Тоже другой - и... для других. Еще можно было бы поиграть в студенческую игру, но не упустить бы в самих себе момент, когда коллектив способен перейти в другое качество.
... Тогда, в 1987-м, все взлетало на волне борьбы с политической структурой. Смелость окупала дефицит художественности. Затем команда пришла к выводу: на критике КПСС далеко не уедешь... Смехачество? В нем есть свои плюсы, однако уместно вспомнить старый анекдот: «Куда я дену эти мысли?
Пока театр в поисках концепции.
…Если с типичным для кавээшников приколом, то «…высочайшие творческие достижения команды КВН ДГУ основаны, с одной стороны, на «феноменальной беспомощности актеров в причудливом сочетании с гениальной прозорливостью авторов» (Г.Гельфер), и, с другой стороны, на «нечеловеческом мастерстве актеров в противоестественном союзе с безграничным скудоумием т.н. авторов» (Е.Чепурняк, И.Елкина, всего 10 подписей).
Это все - в буклете «Телевизионная команда КВН ДГУ», Сами о себе...
Да и представляют коллектив на весьма серьезных презентациях очень несерьезно. Авторы Григорий Гельфер, Александр Константиновский и Евгений Гендин - это еще ничего: «Мозг команды», «Мозжечок команды» и «Слух команды». Зато актеры... Просто безобразие! Евгений Чепурняк - «Сердце команды», Александр Сергеев - «Голос команды», Игорь Бобриков и Владимир Кольцов - «Кровь с молоком команды», Владислав Шмидт - «Несчастье команды», Геннадий Колесник - «Уровень команды», Владислав Дедовец - «Позвоночник команды», Борис Худимов - «Нерв команды», Юрий Богуславский - «Труба команды» (вместе с саксофоном). Женщин, правда, получше определение подобрали: «Улыбка команды». Зато роли-то! Мисс КВН-92 Ирина Елкина то водку изображает, то Нищую, то Олимпиаду.
Прикольно команду-театр мы сообща с командой же оценили.
А если серьезно?
Это вы сделаете сами, уважаемый читатель, вспомнив хотя бы одну из последних работ - «Эммануэль».
Завершенность этой миниатюры по форме и содержанию может вызвать сомнения разве что у лишенного чувства юмора и ханжи, склонного уловить в аналогии кульминационной сцены со «Свободой на баррикадах» призыв к сексуальной революции.
Если вы даже не видели «Эммануэль» по телевидению, все равно имеете возможность восстановить по памяти что-то знакомое: «Прощание русской водки с украинским салом», «Ненависть с первого взгляда», «Песня о счастье», «Письма русскому другу», «Хозрасчет»...
Хоть что-нибудь из этих работ вы помните, а значит, - слышите вместе со мной голоса актеров, видите их, восстанавливая в памяти сцены, реплики, отдельные номера, без которых уже просто немыслима история КВН.
А Гамлет?
Очень хочется верить, что и эта работа станет доступной самой широкой аудитории зрителей. КВН - явление международное. Жизнь ведь сейчас не самая веселая - тем боле необходимо уметь улыбаться и помнить, что у нас она единственная, неповторимая и все-таки прекрасная.