UA / RU
Поддержать ZN.ua

Норвегия, конец земной тверди...

В Национальном музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко проходит выставка известной украинской художницы Ольги Петровой "Норвегия", организованная при содействии посольства Королевства Норвегии в Украине. Каждая ее выставка - не фиксация пейзажей, быта, исторических памятников, а эмоциональный образ страны, раскрываемый через историю, культуру, особенности быта.

Автор: Татьяна Кара-Васильева

В Национальном музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко проходит выставка известной украинской художницы Ольги Петровой "Норвегия", организованная при содействии посольства Королевства Норвегии в Украине.

Эта экспозиция - продолжение широкомасштабного арт-проекта художницы, передающего ее впечатления от стран, которые она посещала в последние годы: Испании (2003), Франции (2009), Японии (2005), Турции и Египта (2007), Грузии (2011).

Каждая ее выставка - не фиксация пейзажей, быта, исторических памятников, а эмоциональный образ страны, раскрываемый через историю, культуру, особенности быта.

Ольга Петрова воссоздает не то, что объективно существует и доступно взгляду простого странствующего зрителя. Она передает то, что видит ее острый, неординарный глаз художницы: свои ощущения, впечатления, наблюдения. Это ее образ страны, состояние природы, личные эмоциональные впечатления. Каждая выставка - это и типичная колористическая гамма пейзажей той или иной страны, передающая даже ощущение характерного, особого местного аромата - то ли пряного, ароматного Прованса, то ли терпкого винного Грузии, или же контрастного ярко-красного темпераментного Испании.

В этот раз в сфере внимания художницы - Норвегия - страна необыкновенного ландшафта, конец земной тверди, где властвует суровая природа, которая рождает мужественные характеры людей, формирует их смелые поступки, их борьбу с природными стихиями.

На полотнах Ольги Петровой - темное низкое небо, шквальный ветер, штормовое море, почти сливающееся с землей. Они переходят друг в друга, становятся единым холодным мраком. Эта выставка - прежде всего стихия холодного, свинцового цвета. Ведь в работах художницы цвет является целью и одновременно средством в достижении своих замыслов. Именно через цвет, его эмоциональный заряд, она передает свое настроение, мысли, чувства и впечатления. Он создает свое особое духовное пространство, через которое художница передает свое личное, субъективное ощущение страны. Ее норвежские пейзажи - это пульсация цвета, цветов чистых и открытых. Нужно иметь некую смелость, мужество, чтобы работать при таком напряжении эмоционального всплеска, как это делает в своем творчестве Ольга Петрова. Спокойно пройти мимо ее полотен невозможно. Цвет гипнотизирует, влечет и вызывает соответствующие чувства у зрителя. На контрасте синего и белого построены работы "Фиорд", "Легенда". Они обозначены трагичностью, одинокостью существования человека, его постоянной борьбой со стихией сурового моря, которое дает средства к существованию и в то же время несет рыбакам и морякам страшную, смертельную опасность. Мужественные белые птицы, их динамический взлет - в работах "Над морем", "Ставангер. Ночь. Озеро".

Норвегия, страна, которая с детства в представлении каждого ассоциируется с мужественными викингами, дочкой Ярослава Мудрого Елизаветой, ставшей королевой Норвегии, с сагами этой страны. Художественная духовная жизнь связана с творчеством Эдварда Мунка, Генриха Ибсена и пронзительно трагической музыкой Эдварда Грига.

Именно поэтому так уместно звучала песня Сольвейг из сюиты "Пер Гюнт", исполняемая на открытии выставки. Это был камертон к дальнейшему восприятию живописных работ в залах музея.

Ольга Петрова - человек многогранный, широко одаренный. Она - активный, действующий арт-критик, чьи принципиальные, острополемические статьи всегда являются катализатором, вокруг которого ведутся дискуссии по поводу направлений, тенденций современного искусства. Как искусствовед и доктор философии, она четко структурирует и анализирует теорию и практику искусства, психологию творчества, что крайне важно для современной художественной жизни, подходов в ее оценках. Она автор пяти монографий и многочисленных статей о современном художественном процессе и его отдельных персоналиях. Но фундамент ее творчества - это прежде всего живопись и графика. Такое объединение эмоцио и рацио дает необыкновенно интересные результаты. Анализируя словно изнутри эмоциональные взрывы своей души, она придает им логическое осмысление, понимание и яркое освещение. Пример этого - нынешняя художественная выставка живописи "Норвегия".