UA / RU
Поддержать ZN.ua

НИЩИЙ — ЭТО ПРОФЕССИЯ ИЛИ СПОСОБ ВЫЖИТЬ

Нищие всегда считались бичом больших городов. Еще в 80-е годы прошлого столетия было справедливо замечено, что особенно в большом количестве они стекались в Киев со всех городов Украины...

Автор: Людмила Короленко

Нищие всегда считались бичом больших городов. Еще в 80-е годы прошлого столетия было справедливо замечено, что особенно в большом количестве они стекались в Киев со всех городов Украины. Впрочем, в те годы полиция вела с ними нещадную борьбу: их арестовывали, представляли мировым судьям, приговаривали к тюремному заключению. Но по выходе из тюрем они в силу необходимости, а подчас и по привычке снова принимались за прежнее занятие, усматривая в этом верный источник дохода.

Задавшись целью искоренить нищенство, пристав Лыбедского участка Киева изобрел свой способ избавления от попрошаек. Он предложил городовым забирать всех нищих, а в виде поощрения за каждого доставленного платил им по 5 копеек.

Здесь и началась погоня за нищими, их доставляли чуть ли не сотнями ежедневно. Бесспорно, такое количество нищих поразило пристава, и он стал следить за действиями городовых - оказалось, что они ради пятачков забирали нищих-попрошаек со всего города и приводили только в Лыбедской участок. И пристав прекратил платить пятаки, а нищие продолжали попрошайничать на улицах, у соборов и монастырей.

Просите, и дано будет вам...

Прошло более ста лет, а это грустное зрелище, но уже нашего времени - нищие на улицах, в метро, переходах - ежедневно приходится видеть каждому из нас. Вероятно, мы уже начали привыкать к такому характерному признаку действительности, порожденному несостоятельностью власти. Очевидно, чувствуя собственную беспомощность, бросают им монеты те, кто стоит за чертой бедности, возможно, предвидя свою безнадежность, и достаточно состоятельные, а также уважающие независимость граждане.

А руку протягивают - молодые и старые, дети и подростки, пьянчуги и ленивые, слепые и безногие, в колясках и на костылях или просто с палочкой - есть всякие. И у каждого свое выгодное «рабочее место», которое они занимают с самого утра...

Молодой, начинающий бизнесмен, запахивая на ходу полы длинного черного пальто, каждое утро широко открывает дверцу своего БМВ и помогает старушке с палочкой сесть в автомобиль. Она, похоже, очень больна и бедно одета, в изношенном пальто непонятного цвета и платке, закрывающем лицо.

Резко срываясь с места, машина летит к лавре, а иногда к другому не менее святому месту, где народу погуще, - торопятся верующие просить помощи у Бога.

И просит Анна Гавриловна, но не у Бога, а у людей, обманывает добросердечных прохожих, отбирая хлеб у обездоленных и по-настоящему нуждающихся.

Среди нищей братии появилась Анна Гавриловна лет десять назад, просить поначалу не умела, но вскоре освоила ремесло. Помогли добрые люди, научили, как руку протягивать, с тоской и отчаянием вглядываться в лица, чтобы добыть достойное пропитание и не только...

Помогла попрошайничеством сыну дело свое открыть, теперь он не мелкий предприниматель, напросила на БМВ, чтобы было на чем «на работу» ездить.

И работа нетяжелая, и заработок неплохой, побольше, чем на фабриках. Стоит сколько хочет, спину гнет в поклонах и изощряется, чтоб жалобнее выглядеть. А вокруг красота, небо, солнце, свежий воздух, добрые люди, никто не мешает, не трогает старуху-нищенку, утирающую невидимую слезу.

И кто бы мог подумать, что скрывающаяся под нищенским нарядом женщина напросила денег на трехкомнатную квартиру в престижном районе города. Намаялись с ней маклеры и брокеры, когда она квартиру покупала, слишком высоки были у нее запросы в подборе нужного варианта: чтобы только в том районе, именно в этом доме, евростандарт обязателен, а окнами на лавру, пусть высоко, но колокольный звон непременно должен слышаться в спальне. Добилась и этого, но снова стоит на ступеньке «нуждающаяся и обездоленная старуха» с протянутой рукой, прикрывая лицо, жалобно приговаривает: «Подайте на пропитание». Наверно, пора ей подавать по перечислению, она, возможно, теперь собирает на загородную виллу.

На ступеньке ниже стоит еще один независимый нищий. Высокий, плечистый, «представительный старикан» с карими глазами и лицом беспробудного пьяницы. Ему по «безналу» не надо - он просит на хлеб и водку, протягивает руку с третьей ступеньки «безнадежности» - две первых он уже прошел - была безработица и безденежье.

Здесь же мечутся те, «что люди приезжие», притом одни и те же, только каждый раз из других городов...

Безусловно, многих нужда заставляет идти на улицу, только - одни на хлеб просят, другие на этом наживаются - поди разберись - где, кто?

Когда вся страна стоит с протянутой рукой

Вполне естественно, что доброжелательные люди справедливо сомневаются, когда видят нищего, но рука у некоторых сама в кошелек тянется, чтобы подать, - только было бы что, а то у многих так, что рядом садись. Может, и станут, если нужда заставит, сложно понять, где грань малообеспеченности, а где нищеты. Пенсии, зарплаты такие - либо с голоду подыхать, либо под монастырем стоять.

И стоит вся страна с протянутой рукой: просят несостоятельные власти на строительство гостиниц, реконструкции, реставрации, восстановления, словом, благоустраивают столицу и в европейском стиле строят.

А они тоже строили светлое будущее, однако нет им должного места в этой грандиозной стройке, нет условий, нет дела ни для них, ни до них. Есть притворная жалость, а вместо искренней благотворительности преобладает безразличие. (Хорошо хоть в суды не тягают и не сажают, нет и статистических данных - сколько же нищих у нас в стране).

Ясно одно - пришла пора активизировать деятельность властей и сильных мира сего, чтобы пообустроить жизнь этих настоящих обездоленных, найти им место в жизни этой. Вспомнить, наконец, о благотворительности и милосердии для того, чтобы хоть как-то озарить счастливыми улыбками лица этих людей. Чтобы вместо безнадежности и неуверенности в завтрашнем дне у них появилась надежда.

Блажен, кто помышляет о нищем

Еще один взгляд из далеких 80-х годов. На тысячу нищих жителей Киева тратили ежегодно 330 тысяч рублей. Единственным способом борьбы с нищенством была предусмотрена необходимость устройства «Дома для нищих», куда бы принимались нищие, способные и неспособные к труду.

Содержание дома было исчислено в 150 тысяч рублей, то есть на содержание нищих требовалась сума вдвое меньше, чем тратилась жителями Киева при отсутствии такого дома.

Проект устройства этого заведения был предоставлен губернатору (Л.Томаре) и обсужден с именитыми гражданами города. Причем, проект был одобрен и настолько понравился, что в первом же заседании подписка пожертвований (для осуществления проекта) дала 15 тысяч рублей. Поступали пожертвования и в дальнейшем, даже устраивались гуляния, сбор с которых предназначался на ту же цель, но проект так и не осуществился, и неизвестно, какое назначение получили эти деньги.

Стремительно летит время, но возможно, что на пороге ХХI века нынешние нищие будут жить по-человечески.